Тапёр не нужен. Рецензия обозревателя газеты «Литературная Россия» на роман Святослава Тараховского
  Опубликовано: 12-07-2013

Свежий номер: №28. 12.07.2013

ТАПЁР НЕ НУЖЕН

Скользя от литературы к реальному миру, мы всё чаще замечаем, что Поступок как таковой постепенно исчезает из будничного течения городской жизни. В фабульных произведениях современных писателей герои по большей части мучаются, сомневаются в себе и окружающих, кидаются из крайности в крайность, увлекаются химерами и совершают разного рода глупости – все, кроме непосредственных поступков, определяющих жизненный выбор. Поступков, за которые потом приходится отвечать.

Маститый учёный, потомок старинного дворянского рода, эстет и коллекционер, решается на поступок, ломающий судьбу единственного близкого ему человека и делающий его преступником поневоле, заставляя хитрить, изворачиваться, интриговать, расставлять «ласковые сети». И всё во имя любви, насильственной, эгоистичной, но любви. Безнадёжно утратив привязанность взрослой дочери, занятой творческими исканиями, давно охладев к рано состарившейся жене балерине, он одержим мечтой о внуке или внучке и берёт на себя роль искусственного устроителя её и своего счастья. Казалось бы, триумф близок, но…

«...Намыленная петля шантажа... затягивается... пережимаются и рубятся на куски твои некогда великие замыслы... Самоотравление собственной фантазией – вот что с тобою, Пётр, произошло... Ну же, Пётр Валентиныч! Это ваше немое кино, вы досмотрели его до конца. До самого последнего титра. В зале вспыхнул свет, пора покинуть кресло и зал». Так обречённо размышляет профессор Ладейников, лихорадочно перебирая в уме варианты выхода из безнадёжной ситуации, в которую он сам же себя загнал.

Беллетризированная (но не становящаяся от этого менее серьёзной) проза известного кинорежиссёра и сценариста Святослава Тараховского настойчиво возводит Поступок и связанную с ним меру ответственности во главу угла повествования. Герои книг этого автора – как правило, люди действия, увы, не всегда приводящего их к желанной цели. Остросюжетность, событийность, органичное смешение ироничной мелодрамы и детектива служат писателю своеобразным средством для ненавязчивого проявления внутреннего смысла вещи. И профессор Ладыгин, и его дочь Дарья, и её юношеский возлюбленный не просто движутся в пространстве и времени по законам динамичного повествования, но ищут, порой мучительно, непростые ответы на извечные вопросы жизни, с которой нет-нет да и вступают в трагический конфликт («Победители жизни» – многозначное название предыдущей повести писателя).

Наверное, поэтому читать книги С.Тараховского и легко, и сложно, возьмём ли мы его дебютную вещь «Продаётся Рубенс», упоминавшихся «Победителей жизни», сборник рассказов «Цена близости» или недавно вышедший роман «Немое кино без тапёра».

Отыскать и тайно нанять за большие деньги (пусть даже придётся продать дорогие сердцу картины) неотразимого соблазнителя для заслонившейся от мужчин красавицы дочери, – вот что задумал в тиши кабинета авантюрист-биолог. И такой профессионал появляется. «Я из тех, кто живёт на стыке творчества, новых технологий и современной общественной мысли, – втолковывает он в машине ошарашенному его ценой и холодным цинизмом Ладыгину. – Я боец без правил... Есть суррогатные матери, я, можно сказать, суррогатный отец. Берусь только за сложные дела с мизерными шансами на успрех.»

История невзрачного, однако весьма преуспевшего в бизнесе друга юности героини, готового ради неё на всё, которого отец поначалу настойчиво прочил ей в мужья, и пронзительно трогательная линия подобранного профессором беззаветно преданного ему бездомного пса чётко замыкают внешне беспристрастное и внутренне эмоциональное повествование, дающее нам ещё один поучительный урок без помощи модератора, «тапёра». Герои книги сперва бегут от любви, а затем отчаянно ищут и не находят её в хитросплетениях авантюрной интриги. А мы, читатели, увлечённо следим за ними вплоть до непредсказуемого и неожиданного финала.

С.Тараховский предлагает нам на выбор разные варианты решения поставленных в романе проблем – эмоциональные, неоднозначные, провоцирующие. Будоражащие нашу мысль. Предоставляющие право соглашаться либо не соглашаться с автором.

Наверное, можно поставить в упрёк автору некоторую отрывистость интонации, поспешность, отдельные небрежности языка, идущие, впрочем, от исповедального характера его прозы, от искреннего стремления высказаться до конца и сразу. Это как раз тот случай, когда недостатки становятся продолжением достоинств. Открывая читателю пресловутый «свет в конце тоннеля» – свет надежды, которую не теряют герои книги, сочувствуя им и никого из них не осуждая, С.Тараховский умеет поделиться с нами не только своей щедрой фантазией рассказчика, но и немалым, далеко ещё не исчерпанным жизненным опытом, что сулит интересные встречи с его будущими произведениями. 


Юрий ОСИПОВ

http://litrossia.ru/2013/28/08166.html

Святослав Тараховский  | ПРОДАЕТСЯ РУБЕНС

Святослав Тараховский – журналист, драматург. Автор сценариев художественных фильмов -«С тех пор, как мы вместе», «Наутилус», «Сделано в СССР» и др.Спектакль по пьесе С. Тараховского «Фугас» идет в московском Театре под руководством Армена Джигарханяна.

Добавить в корзину Святослав Тараховский  | ПРОДАЕТСЯ РУБЕНС
Цена: 110 руб.
Святослав Тараховский | ПОБЕДИТЕЛИ ЖИЗНИ

«Любопытно, что для очень многих людей выведать тайну другого человека есть самое желанное, самое сладкое занятие, волнующее крепче сериала про серийного убийцу, беременность в пятнадцать лет и несчастную любовь к теще, и, не раскрыв ее, иные, покидая этот свет, чувствуют себя обделенными, даже обиженными жизнью. До поры до времени мы ничем не могли им помочь. Но час нашей тайны пробил».

Добавить в корзину Святослав Тараховский | ПОБЕДИТЕЛИ ЖИЗНИ
Цена: 150 руб.
Святослав Тараховский | ВКУС БЛИЗОСТИ

«Секретная изюмина заключается в том, что в каждом своем поступке, движении, даже полуслове донжуан абсолютно искренен. Он свято верит в то, что говорит женщине. И ведет себя с нею так, что даже самая порядочная дама не может – вот не может, и все тут! – остаться равнодушной, она подчиняется, падает, влипает в грех, ужасается потом
собственной глупости, старается ее забыть и лишь иногда вспоминает
о ней с легкой снисходительной улыбкой…»

Добавить в корзину Святослав Тараховский | ВКУС БЛИЗОСТИ
Цена: 190 руб.
Святослав Тараховский | НЕМОЕ КИНО БЕЗ ТАПЕРА

Знаменитый профессор Ладыгин – преступник поневоле. Крупный биолог, выдающийся интеллект, представитель древнего дворянского рода решает сам вершить судьбы своих близких. Он вмешивается в привычный ход событий, интригует, лукавит, заводит неожиданных знакомых, подстраивает рискованные встречи и искусственно созидает любовь. Триумф близок, но в последний момент, судьба берет у него жестокий реванш.

 

Добавить в корзину Святослав Тараховский | НЕМОЕ КИНО БЕЗ ТАПЕРА
Цена: 230 руб.
вернуться к списку