В преддверии Дня знаний корреспондент «Культуры» встретился с заслуженным учителем Российской Федерации, директором московского Центра образования №109, автором многих книг и публикаций Евгением Ямбургом
  Опубликовано: 03-09-2013

 

 

 

 

 

 

Евгений Ямбург:


«Прежде чем надевать смокинг,
неплохо бы помыть шею»



«Культура»: Сегодня возглавляемое вами учреждение — это не столько школа, сколько солидный многоступенчатый центр образования, где есть собственный бассейн, конюшня, кинозал, кафе и даже парикмахерская: эдакий «Ямбург-сити». Строили ли вы столь амбициозные планы много лет назад, когда только начинали работать директором?

Ямбург: Конечно, определенный замысел имелся, но четкой картины не было. Проблемы решались поступательно. В этой школе я скоро начну свой 38-й учебный год, и за прошедшее время она действительно успела превратиться в разветвленный образовательный центр. Основная идея такова: обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех стадиях обучения и развития ребенка. Понятно, что быстро такие вопросы не решаются — к полученному результату мы шли примерно последнюю четверть века. Но сейчас тренд создания подобных образовательных центров — как на общегосударственном, так и на муниципальном уровне — налицо. Не хочу выглядеть хвастливым, но время показало, что мы были правы, и тот путь, который прошли, является магистральным для многих школ. Другое дело, что спешить с этим опасно, поскольку одно лишь механическое соединение не дает желаемого результата.

Я не устаю об этом говорить — перед всем нашим обществом возникла очень серьезная проблема генетической усталости. И чем выше экономический уровень страны, тем данный синдром ярче выражен. Медицина порой развита настолько, что мы позволяем родиться даже тем детям, у которых очень серьезные проблемы: сегодня появление на свет 500-граммовых малышей — не редкость. Однако надо отдавать себе отчет, что ребенок, рожденный в искусственной среде, в дальнейшем требует искусственного сопровождения. Сейчас очень много детей с целым комплексом психических и физических проблем. И их необходимо решать: чем раньше мы тот или иной дефект поймаем, тем больше шансов интегрировать ребенка в нормальную жизнь. По данным Минздрава, у нас к первой группе здоровья принадлежат лишь 20% детей, при этом Союз педиатров утверждает, что их и того меньше — 2,5%.

И здесь нельзя не отметить, что у традиционных народов с архаической культурой в этом смысле все в порядке. Как и в старых русских деревнях: десять родилось, трое умерли, остальные здоровы. Генетическая проблема перехлестывается с демографической: чем выше уровень цивилизации, тем ниже рождаемость. Несколько лет назад в Дании и Норвегии проводилась дискуссия под названием: «Дети — продукт счастья». Что это означает? А то, что современной эмансипированной европейской женщине для того, чтобы почувствовать себя матерью, достаточно одного ребенка. А еще лучше — собачки. Рожают они ближе к сорока, когда вопросы карьеры и бизнеса решены. Но при этом многократно повышается риск произвести на свет ребенка с отклонениями. Сокращение рождаемости в цивилизованных государствах (параллельно с увеличением рождаемости в странах с архаическим укладом) неизбежно ведет к миграционным проблемам. Поскольку людям свойственно стремиться туда, где условия обитания более комфортные. И сегодня практически каждая московская школа с такой проблемой сталкивается: в классах предостаточно детей, для которых русский язык — не родной.

Данную ситуацию надо оценивать очень трезво, поскольку перспективы, увы, не радужные, и к этому надо быть готовым. Так что создание на базе школ таких разветвленных образовательных центров, где дефект ребенка выявляется как можно раньше, — никакая не блажь и не роскошь. Мы все равно от этого не уйдем.

«Культура»: В подобных реалиях роль учителя в обществе возрастает неимоверно.

Ямбург: Безусловно. Хотя, повторюсь, на государственном уровне эта проблема пока глубоко не осознается. Совершенно очевидно, что ход государства и президента, направленный на повышение зарплат педагогам, абсолютно правильный. Еще Чехов сказал, что нищий учитель — это позор для страны. Но поскольку ресурсы, в общем, ограничены, то за счет чего по городам и весям произошло повышение заработной платы преподавателям? За счет так называемой оптимизации штатного расписания — иными словами, путем сокращения лишних людей. А это кто: дефектологи, психологи, логопеды и так далее. То есть, страна становится все более проблемной с точки зрения детской популяции, а мы эту службу сопровождения убираем. Что, на мой взгляд, совершенно недопустимо. Нельзя лечить одну руку, а другую отрубать.

Статью целиком читайте на сайте:

http://culture.ru/press-centre/interviews/9423/

Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. | УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ в условиях образовательной организации

Монография члена-корреспондента РАО Е.А. Ямбурга и профессора С.Д. Забрамной предназначена для управленцев, педагогов, занимающихся совместно с психологами, дефектологами, медиками воспитанием и образованием детей в современных детских садах и школах, оптимальной формой которых служит Центр образования.

Добавить в корзину Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. | УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ в условиях образовательной организации
Цена: 230 руб.
вернуться к списку