ОТЗЫВ О КНИГЕ НАТАЛИИ ЗАЗУЛИНОЙ «МИССИЯ ВЕЛИКГО КНЯЗЯ»
  Опубликовано: 30-08-2016

Заслуженный деятель искусств РФ,

кандидат искусствоведения,

Президент Артистического общества «Ассамблеи искусств»

С.Р. Сапожников

20 августа 2016 г.

 

Женский взгляд на Европу XVIII века

 В этой статье речь пойдёт о книге Наталии Зазулиной «Миссия великого князя. Путешествие Павла Петровича в 1781–1782 годах».

   Книга по издательской типологии – литературно-художественное издание на историческую тему. А по сути – подробный отчёт очевидца, женщины (это важно!), совершившей на машине времени двухгодичный вояж по Европе XVIIIвека в свите графа и графини Северских – под таким псевдонимом явились Европе великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Фёдоровна. Мы так уверенно причислили автора к графской свите, потому что повествование ведётся от первого лица. Вернее, от лица Истории, которой единственно дозволено оценить  правильность поступков персонажей книги и нравственную их основу. Поэтому Наталия Зазулина действует как «тайный агент Истории», передающий нам, читателям, правду, пока ещё неведомую историкам, за что патриотически настроенный читатель, несомненно, будет автору благодарен. Особенно женщины, для которых эта иллюстрированная книга – ещё и своего рода мастер-класс в «науке побеждать» мужчин, облечённых властью, а также в искусстве одеваться со вкусом, поскольку автор книги обладает острым умом, зорким женским взглядом и бесстрашием человека-невидимки.

   Книга Наталии Зазулиной ещё до её раскрытия вызывает трепет своим величественным внешним обликом. Тяжёлый зеленоватый блок (544 страницы) в мощном жёстком переплёте, размером 17 х 25 х 4,2 см, на котором застыл призрак великого князя Павла Петровича, стоящего на фоне старинного городского пейзажа, продолжающегося и на задней стороне книги. На  форзаце размещены титульный лист оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля», изящный веер и фрагмент партитуры. Внутри книги – прекрасные разнообразные цветные иллюстрации: города, дворцы, портреты их владельцев и гостей, пейзажи, жанровые сцены XVIII  века.  

   Для несуетного прочтения и восприятия дотоле неведомой историкам серьёзной информации требуется не менее 16 часов, плюс на вторичное прочтение – 4 часа. Читать эту книгу интеллигентному русскому человеку обязательно, иностранцам – тем более. По прочтении испытываешь колоссальное удовлетворение и прочитанным, и самим собой за победу любознательности над инстинктом самосохранения перед толстой научной книгой.

   В книге 550 действующих лиц. Среди них –  члены императорских домов Российской империи, Священной Римской империи, знать Англии, Австрии, Франции, Пруссии, Польши, Флоренции, Венеции, Милана, Неаполя…  Путешествие проходит по 14 странам Европы. Аристократы, придворные, сановники, архитекторы, художники, музыканты, изобретатели, послы, фельдмаршалы, адмиралы, офицеры, 12 персон, благодаримых автором, 88 источников… Титанический труд во славу Отечества и во имя восстановления исторической справедливости к оклеветанному историками и авторами школьных учебников внуку Петра I.     

    Сотворила всё это красивая энергичная голубоглазая женщина. Зовут её Наталия Николаевна, она историк, публицист, писатель и с любовью посвятила книгу своему вальяжному сановитому мужу, обладателю ироничной улыбки, который вместе с ней живёт на даче в Черногории.

    В книге есть интрига, внимательно изученная автором на основе открывшихся ей новых архивных материалов. Блистательный период царствования просвещённой российской царицы  Екатерины IIзавершался её политической переориентацией в выборе союзников. Вместо традиционного альянса с Пруссией царица переключилась на союз с Австрийским императорским домом и с Англией и не так активно развивала давние отношения с Францией. Проект политического союза «Северный аккорд», подготовленный в своё время графом Никитой Ивановичем Паниным, перестал удовлетворять царицу. Граф Панин был воспитателем Павла Петровича с детства и имел сильное влияние на великого князя, что давало ему шанс укрепить в перспективе своё положение при дворе после с нетерпением ожидаемой им кончины властной матери Павла Петровича Екатерины II. Автор книги Н.А. Зазулина установила, что «нетерпение» Н.И. Панина было столь велико, что он, юродствуя, заказывал в своём поместье священнику службы не во здравие царицы, а за упокой! В конце концов священник сам донёс об этом царице, и Н.И. Панин в одночасье был удалён от двора. Но в то время, когда царица по совету французского энциклопедиста Дени Дидро отправляла сына со второй женой в длительное путешествие в Европу, составив ему маршрут с посещением своих сторонников, Никита Иванович готовил свою интригу – тайную встречу своего бывшего воспитанника, ему еще послушного, с прусским королём Фридрихом II.

    Кстати сказать, Н.Н. Зазулина выяснила, что Дидро рекомендовал будущему наследнику русского престола путешествовать не за границей, а по России, чтобы изучить нужды своего народа.

     Автор книги о путешествии «графов Северских» тщательно изучила на основе архивных материалов ещё одну интригу Н.И. Панина, связанную с тем, что Екатерина II вовсе не собиралась оставлять после себя престолонаследие Павлу Петровичу, не разделявшему её политических предпочтений. Пользуясь правом, установленным Петром I, она завещала российский трон сыну Павла Петровича – Александру. Для придворных это впоследствии стало основным мотивом для укорочения срока царствования Павла Петровича, всё-таки возведённого на трон после кончины матери, и его убийства, зачинщиком которого был осведомлённый обо всём племянник Н.И. Панина, носивший ту же роковую фамилию.

   «Тайный агент Истории» Н.Н. Зазулина больше чем кто-либо знает, что выбор союзников для России, сделанный Екатериной II, был недальновидным, привёл к Крымской войне и иным неприятностям. Надо учесть, что Н.Н. Зазулина до этой книги написала столь же важную книгу о Великой Отечественной войне 1812 года, в которой на основе архивных документов многое встало на правильно указанные автором свои исторические места.

    Обратившись к роковой судьбе Павла I, она нашла то, что искала в архивах, – следы событий, фактов, свидетельств о незаурядной натуре образованного монарха, знающего многие европейские языки, осведомленного о научных достижениях своего времени, всячески поддерживающего художников, музыкантов, композиторов, исполнителей своей эпохи. Словом, автор книги страница за страницей очищала замалёванные политическими интриганами благородные черты просвещённого молодого правителя России, которого с огромным уважением долго вспоминала европейская властвующая элита.

    Хотелось бы рассказать об одном следствии прочтения книги Н.Н. Зазулиной. В ходе работы над либретто для балета «Красные шапки» (по мотивам баллады А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы» и поэмы «Свободиада» поэта Петра Петровича II Негоша) мне необходимо было кое-что разузнать об одном из трагикомических персонажей русской истории – «бриллиантовом князе» А.Б. Куракине, попавшем однажды в беду со всеми участниками грандиозного наполеоновского бала, на котором случился страшный пожар. Князь А.Б. Куракин, друг детства Павла I, после его воцарения (продлившегося «четыре года, четыре месяца и четыре дня», как сосчитала Н.Н. Зозулина) был «осыпан золотым дождём», стал одним из богатейших вельмож России. Тогда-то, украшая себя парчовыми, расшитыми золотом камзолами с бриллиантовыми пуговицами,  он и прослыл «бриллиантовым князем», которого граф Ростопчин, губернатор Москвы, назвал «болваном». Мне расхотелось принимать на веру мнение мемуаристов. Припомнилось имевшееся свидетельство того, что А.Б. Куракин был единственным, кто в дыму и огне пожара попытался сначала галантно выпустить из горящего здания дам, в результате сам был опрокинут и до полусмерти затоптан озверевшей толпой испуганных гостей. Припомнилась его реплика в больнице, где он лежал с обожженными до костей руками: «Ну что же все меня допрашивают, сколько деревень я отдал за свои бриллианты? И никто не скажет: “Сашка, а тебе, наверное, больно было от огня?”» Припомнился также какой-то документ, в котором говорилось о том, что князь А.Б. Куракин написал царю Александру I об успешном партизанском сопротивлении испанцев регулярным войскам Наполеона и посоветовал организовать подобное в России, когда в неё вторглись наполеоновские армии. Поэтому мне захотелось превратить А.Б. Куракина из опереточного персонажа в трагикомического.

    После прочтения книги Н.Н. Зазулиной я ещё больше укрепился в мысли о пользе поиска источников противоречивой информации, ибо одностороннее мнение часто становится провокацией, заставляющей «с грязной водой выплеснуть ребёнка».   Нет нужды пересказывать находки Н.Н. Зазулиной, перевернувшие рутинное представление о роли различных исторических персонажей в истории. Мне как музыканту чрезвычайно интересны были детали отношения «графов Северских» к великим композиторам XVIIIвека; рассказы о посещении царственной четой умирающего Х.В. Глюка; о посвящении Й. Гайдном великому князю шести струнных квартетов, написанных в новом для Гайдна музыкальном стиле; о приглашении  В.А. Моцартом послушать его оперу «Похищение из сераля»; о проявленном великим князем интересе к судьбе скрипки работы А. Страдивари, принадлежавшей умершему Д. Тартини, за которой «охотился» отец великого князя  Пётр III. И, наконец, о том, как сочинённую Моцартом по заказу английского посла кантату в честь возвращения англичанам права на владение Гибралтарским проливом разучивала жена Павла Петровича великая княгиня Мария Фёдоровна в угоду моде, но вопреки политическим предпочтениям её мужа, отторгавшего союз с англичанами. Символическая победа искусства и моды над политикой! И такого рода примеров в замечательном исследовании Наталии Николаевны Зазулиной немало. Поэтому в книге «Миссия великого князя. Путешествие Павла Петровича в 1781–1782 годах» каждый читатель, независимо от воспитания и образования, найдет для себя много удивительных открытий.

    В книге, в частности, рассказано о том, что великий князь с душевным трепетом встречался с удивительной венецианкой, женщиной-математиком Марией Гаэтаной Аньези, о трудах которой узнал ещё в детском возрасте. Эта дама, посвятившая себя воспитанию своих 21 братьев и сестёр, обладала феноменальными математическими способностями и знанием многих языков. Рассмотренная ею «кривая третьего порядка» получила название «локон Аньези», или верзьера.

На основе формулы этой кривой была построена палуба авианосца «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов» (1985). Кривизна верзьеры, подобно трамплину, давала разогнавшемуся до скорости 200 км/час самолёту, покинув палубу, сразу войти в угол взлета.

    Я уверен, что рассматриваемая книга – это тоже «взлётная полоса» в верхние слои научной атмосферы, верзьера для женщины, настойчиво проникшей в забытые тайны российских царей и увидевшей в глубине исторического колодца отражение лазурных небесных  высей, в которые устремлены  научные  интересы Наталии Николаевны Зазулиной.

  

 

Наталия Зазулина | МИССИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА В 1781-1782 ГОДАХ

В 2016 году исполняется 220 лет начала царствования Павла I и 215 лет со дня его трагической гибели.

Император Павел I — одна из самых трагических и противоречивых фигур российской истории. В основном его представляют необразованным солдафоном, одержимым муштрой. Но историю всегда пишут победители или наследники. А что говорят независимые архивные источники?

Добавить в корзину Наталия Зазулина | МИССИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА В 1781-1782 ГОДАХ
Цена: 1000 руб.
вернуться к списку