Детская одежда в русской народной традиции
В книге-альбоме представлено более 200 предметов одежды для младенцев, мальчиков и девочек, начиная с малого возраста и вплоть до подростковой поры. Как отдельные элементы, так и полные комплекты костюмов.
Основная часть предметов публикуется впервые.
Автор | Мадлевская Елена Львовна |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2024 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 288 |
Формат страниц | 84х108 1/16 |
Жанр | научно-популярное издание |
Иллюстрации | да, цветные, черно-белые |
Серия | История народного костюма |
Раздел | История народного костюма |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2024 |
Обложка | 7БЦ матовая |
Длина | 265 мм |
Ширина | 206 мм |
Высота | 25 мм |
Страниц в книге | 288 |
Вес | 1200 г |
Аннотация | Книга является первым изданием, посвященным теме одежды для детей в русской народной традиции. Исследовательской и иллюстративной базой является собрание Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), включающее предметы Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также Сибири. В книге-альбоме представлено более 200 предметов одежды для младенцев, мальчиков и девочек, начиная с малого возраста и вплоть до подростковой поры. Как отдельные элементы, так и полные комплекты костюмов. Основная часть предметов публикуется впервые. Большую ценность представляет документальная фотосъемка, рисующая подлинный облик эпохи. Книга будет интересна как профессиональным историкам, искусствоведа |
Книга является первым изданием, посвященным теме одежды для детей в русской народной традиции. Исследовательской и иллюстративной базой является собрание Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), включающее предметы Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также Сибири.
В книге-альбоме представлено более 200 предметов одежды для младенцев, мальчиков и девочек, начиная с малого возраста и вплоть до подростковой поры. Как отдельные элементы, так и полные комплекты костюмов. Основная часть предметов публикуется впервые.
Большую ценность представляет документальная фотосъемка, рисующая подлинный облик эпохи.
Книга будет интересна как профессиональным историкам, искусствоведам, сотрудникам музеев, знатокам-коллекционерам, так и широкому кругу любителей русской культуры.
По словам Елены Мадлевской:
«Настоящая книга посвящена детской одежде в традиционной культуре русских. Детская одежда — большая редкость в коллекциях музеев. И это вполне объяснимо: как правило, в крестьянской среде единственную специально сшитую новую рубаху ребенок получал к обряду крещения, а потом до совершеннолетия ему доводилось ходить в обносках от братьев и сестер или в перешитой одежде родителей. Таким образом, детские вещи, как правило, изнашивались до дыр и исчезали. Лишь в зажиточных семьях доступным было шитье праздничной детской одежды. Ее хранили и передавали по наследству младшим детям.
Несмотря на то, что детские вещи являются чем-то невероятно притягательным, особенно для матерей (здесь и память о детстве, и забота о своих детях и внуках, и извечное сравнение времен), до сих пор практически нет изданий, всецело посвященных теме одежды для детей в русской народной традиции. Настоящий альбом станет восполнением этого пробела».
Видеообзоры
Читатель Толстов
Новинка из замечательной книжной серии, посвященной истории русского альбома – я стараюсь не пропускать ни одной книги в этой серии, тем более если это книги искусствоведа Елены Мадлевской, которая очень тщательно подходит не только к выбору «моделей» для очередной книги, но и пишет подробные и познавательные комментарии к каждой опубликованной в книге вещи. Интересно, что до XIX века понятия детской одежды – то есть одежды, предназначенной именно для детей, не существовало ни у нас, ни в Европе. Дети воспринимались как «маленькие взрослые», и одевали их так же, как взрослых, только одежду шили маленьких размеров. Все изменилось с появлением мануфактур, массового пошива одежды, модных магазинов, когда производители одежды стали выделять детей (вернее, их родителей) как отдельную потребительскую категорию. В книге Елены Мадлевской много интересных фактов. Например, название «порты», «портки» — это не фасон одежды, а название материала, из которого их шили, —домашнего льняного или конопляного холста, называемого порть, или портно (отсюда же, как нетрудно догадаться, и слово «портной»). Есть там и про тверскую одежду: в Осташковском уезде одежду для младенцев называли «кутышкой», от слова «кутать». В книге-альбоме представлено более 200 предметов одежды для младенцев, мальчиков и девочек, начиная с малого возраста и вплоть до подростковой поры. Как отдельные элементы, так и полные комплекты костюмов. Основная часть предметов публикуется впервые.
Пять книг недели
Первое, как подчеркивает аннотация, издание на тему детской одежды в русской народной традиции. Книга-альбом включает более 200 предметов одежды для детей – от младенцев до подростков. Базой для создания книги стало собрание Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. «Детская одежда – большая редкость в коллекциях музеев. И это вполне объяснимо: как правило, в крестьянской среде единственную специально сшитую новую рубаху ребенок получал к обряду крещения, а потом до совершеннолетия ему доводилось ходить в обносках от братьев и сестер или в перешитой одежде родителей. Таким образом, детские вещи, как правило, изнашивались до дыр и исчезали. Лишь в зажиточных семьях доступным было шитье праздничной детской одежды».
Детская народная одежда
Интереснейшее исследование в этой области было проведено на материале собрания Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Результатом стала книга-альбом «Детская одежда в русской народной традиции». Ее автор – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа РЭМ, Елена Львовна Мадлевская хорошо знакома любителям истории и ее живописных артефактов. Очередное ее произведение содержит в себе богатый документальный материал, углубленное исследование народного быта, фактическую достоверность и увлекательное изложение.