Королевы второго плана
В книге киноведа, члена Союза кинематографистов РФ Сергея Капкова собрано около двадцати портретов любимых актрис. Монологи, интервью и рассказы о героинях от третьего лица, беседы с их друзьями и родственниками, фрагменты дневников. И, конечно, множество фотографий.
Автор | Капков Сергей Владимирович |
Издательство | Лингвистика, Бослен |
Дата издания | 0 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 416 |
Формат страниц | 70х100 1/16 |
Жанр | Биография |
Иллюстрации | да, черно-белые |
Раздел | Биографии. Мемуары. |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2022 |
Обложка | мягкая с клапаном |
Длина | 240 мм |
Ширина | 170 мм |
Высота | 30 мм |
Страниц в книге | 416 |
Вес | 550 г |
Аннотация | Бабка, бабушка, мать, тетка, нянька, соседка, дама, графиня, ведьма, но чаще всего просто — старуха... Так обозначали их роли в сценарии, в пьесе, либо так называли за глаза самих актрис, которых любила вся страна. Далеко не всех знали по фамилии, но в лицо узнавали всегда. «В новом сезоне нужна пьеса для старухи», — говорили в Театре сатиры о Татьяне Пельтцер. Почему ее путь к известности был таким долгим? Почему она не осталась с мужем в Германии? Чего всю жизнь боялась Татьяна Ивановна? Какой подвиг в блокадном Ленинграде совершила Гликерия Богданова-Чеснокова? Почему ей отказывались присваивать звание народной артистки? Как выживала в лагерях Мария Капнист? За что у нее отобрали дочь? Как она разыгрывала соседок по дому? За что ее до конца дней считали ведьмой? За что не любила «Покровские ворота» Софья Пилявская? Как у нее складывались отношения с Олегом Ефремовым? Как повлияла на успех Любови Орловой и Клавдии Шульженко забытая звезда мюзик-холла Валентина Токарская? Правда ли, что ей делал подарки Гитлер? Как Елизавета Уварова вдохновила Евгения Шварца на литературное творчество? Почему одну из малых планет назвали именем бабушки Кости Иночкина — Екатерины Мазуровой? Как дрессировала кур мама Аладдина — Екатерина Верулашвили? Всего в книге киноведа, члена Союза кинематографистов РФ Сергея Капкова собрано около двадцати портретов. Монологи, интервью и рассказы о героинях от третьего лица, беседы с их друзьями и родственниками, фрагменты дневников. И, конечно, множество фотографий. |
Бабка, бабушка, мать, тетка, нянька, соседка, дама, графиня, ведьма, но чаще всего просто — старуха... Так обозначали их роли в сценарии, в пьесе, либо так называли за глаза самих актрис, которых любила вся страна. Далеко не всех знали по фамилии, но в лицо узнавали всегда. «В новом сезоне нужна пьеса для старухи», — говорили в Театре сатиры о Татьяне Пельтцер. Почему ее путь к известности был таким долгим? Почему она не осталась с мужем в Германии? Чего всю жизнь боялась Татьяна Ивановна?
Какой подвиг в блокадном Ленинграде совершила Гликерия Богданова-Чеснокова? Почему ей отказывались присваивать звание народной артистки?
Как выживала в лагерях Мария Капнист? За что у нее отобрали дочь? Как она разыгрывала соседок по дому? За что ее до конца дней считали ведьмой?
За что не любила «Покровские ворота» Софья Пилявская? Как у нее складывались отношения с Олегом Ефремовым?
Как повлияла на успех Любови Орловой и Клавдии Шульженко забытая звезда мюзик-холла Валентина Токарская? Правда ли, что ей делал подарки Гитлер?
Как Елизавета Уварова вдохновила Евгения Шварца на литературное творчество?
Почему одну из малых планет назвали именем бабушки Кости Иночкина — Екатерины Мазуровой?
Как дрессировала кур мама Аладдина — Екатерина Верулашвили?
Всего в книге киноведа, члена Союза кинематографистов РФ Сергея Капкова собрано около двадцати портретов. Монологи, интервью и рассказы о героинях от третьего лица, беседы с их друзьями и родственниками, фрагменты дневников. И, конечно, множество фотографий.
Видеообзоры
«Королевы второго плана» Сергея Капкова
«В новом сезоне нужна пьеса для старухи», — говорили в Театре сатиры о Татьяне Пельтцер.
Вышла книга о Татьяне Пельтцер и других королевах второго плана
Бабка, бабушка, мать, тетка, нянька, соседка, дама, графиня, ведьма, но чаще всего просто — старуха... Так обозначали их роли в сценарии, в пьесе, либо так называли за глаза самих актрис, которых любила вся страна. Далеко не всех знали по фамилии, но в лицо узнавали всегда.
Читатель Толстов: Книги о творцах: фильмов, персонажей, овощных закусок, рок-хитов
Казалось бы, такая простая по замыслу книга – рассказать об актрисах, которые на отечественной сцене и киноэкране всегда играли роли старух, чьих-то бабушек, пожилых, в общем, женщин. Татьяна Пельтцер, Мария Капнист, Татьяна Панкова, Любовь Соколова – большинство из них массовый зритель знает в лицо, но фамилию не всегда помнит. И тем более не знает обстоятельств жизни этих «великих старух», как их называет автор. Капков с середины 1990-х встречается с этими «старухами», записывает с ними интервью, теперь все беседы собраны под одной обложкой – и это, поверьте, совершенно не развлекательное чтение. Потому что все эти женщины родились еще при царском режиме, то есть застали в сознательном возрасте и революцию, и войну, и репрессии, и голод, и еще много чего еще, включая 90-е, когда их со всеми их пенсиями, заслугами и регалиями отправили помирать на обочине нашего светлого капиталистического завтра. В книгу входят около двух десятков бесед-портретов – от известных актрис до совершенно мне незнакомых (хотя узнаваемых, в кино их видел) Капитолины Ильенко или Нины Агаповой. Каждая беседа, каждый очерк – актерские байки, воспоминания об удачных или несыгранных ролях, но прежде всего – это такой спрессованный коллективный портрет эпохи, рассказ о нашем обществе (государстве, искусстве, театре, кино, нужное подчеркнуть) устами самых заслуженных, опытных, мудрых и снисходительных «великих старух». Поразительная книга, конечно.
Их звездные роли: тетки, соседки, ведьмы, колхозницы…
«В огне непоколебимы» – этот девиз древнего рыцарского рода одной из них, Марии Капнист, может служить общим девизом. Ведь что ни судьба, то невероятная фантасмагория: виртуозный актерский талант-бриллиант в жесточайшей огранке испытаний войнами, революциями, репрессиями, пленом, голодом, предательством, болезнями, нищетой, забвением. И все-таки по-настоящему забыть их невозможно!
Пять книг недели
Софья Пилявская, Татьяна Пельтцер, Любовь Соколова, Гликерия Богданова-Чеснокова – о них и других «великих старухах», «эхе ушедшей эпохи» рассказывает киновед, сценарист, режиссер, худрук национальной анимационной премии «Икар» Сергей Капков. Со своими героинями он познакомился в начале 1990-х, будучи студентом-химиком, корреспондентом газеты «Менделеевец»: «Поскольку никакого профессионального опыта у меня еще не было, я подумал, что начинать надо… с бабушек. Они добрые, разговорчивые, не обидят! Так и получилось. Для некоторых моих героинь я оказался единственным журналистом в их биографии. С иными подружился на долгие годы, и эти удивительные женщины стали мне почти родными...»
Пистолет, девушка и кое-что еще
Киновед и шеф-редактор киностудии «Союзмульт-фильм» Сергей Капков выпустил книгу под названием «Королевы второго плана». Бабка, бабушка, мать, тетка, нянька, соседка, дама, графиня, ведьма: Так безымянно обозначались их роли в сценариях, а между тем этих актрис знала в лицо и любила вся страна. Их портреты складываются из рассказов друзей и близких, фрагментов писем и дневников и, конечно, из массы фотографий.
Книга «Королевы второго плана»: Софью Пилявскую в 1937-м спас Станиславский, а Татьяна Пельтцер изображала неверность ради развода
В издательстве «Бослен» вышла книга Сергея Капкова «Королевы второго плана», посвященная драматическим судьбам знаменитых советских характерных актрис. Журналист и документалист Сергей Капков в книге «Королевы второго плана» по мере сил восстанавливает справедливость. Там собраны очерки о замечательных актрисах, причем со многими из них Капков был знаком лично. Он рассказывает о Валентине Токарской, Капитолине Ильенко, Татьяне Панковой, Нине Агаповой, Марии Капнист, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Лилиан Малкиной, Елизавете Уваровой и других. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ прочитал книгу; вот истории всего трех из множества актрис, о которых в ней идет речь.
ЧПодводим итоги: 45 лучших книг 2022 года по версии «Читателя Толстова»
Номинация «10 лучших книг нон-фикшен»3. Сергей Капков «Королевы второго плана» («Бослен»)
Камера! Мотор! Снято!
Разбираемся в тонкостях кинематографа с помощью художественной и нон-фикшн литературы