Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея
Издательство и авторы выражают особую благодарность за консультации, помощь и поддержку специалистам и коллегам: Светлане Измайловне Барановой, главному научному сотруднику факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета; Людмиле Анатольевне Скупченко, научному сотруднику Великоустюгского государственного музея-заповедника; Антонине Борисовне Андреевой, директору Великоустюгского государственного музея-заповедника; Ольге Николаевне Глазуновой, научному сотруднику Института археологии РАН; Роксане Викторовне Ребровой, научному сотруднику Сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа; Екатерине Александровне Андреевой, старшему научному сотруднику Государственного Эрмитажа; Автор-составитель:
Татьяна Пинкусова — специалист отдела научной документации Российского этнографического музея
Составитель:
Ольга Глазкова — научный сотрудник первой категории, хранитель фондов отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея
Научные консультанты:
Светлана Баранова — доктор исторических наук, кандидат искусствоведения
Людмила Скупченко — научный сотрудник Великоустюгского государственного музея-заповедника
Фотографии музейных предметов Анны Любимовой и Ольги Волковой, художников-фотографов РЭМ
Издательство | Бослен |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 208 |
Формат страниц | 70х100 1/16 |
Жанр | научно-популярное издание |
Иллюстрации | да, цветные, черно-белые |
Серия | Традиции мастерства |
Раздел | История народного костюма |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2025 |
Длина | 240 мм |
Ширина | 170 мм |
Высота | 22 мм |
Страниц в книге | 208 |
Вес | 650 г |
Аннотация | Изразцовые печи и украшенные изразцами фасады старинных зданий — одно из наиболее самобытных и ярких явлений русской культуры. Вместе с растущим интересом к национальным традициям возрос и интерес к изучению истории и технологии изготовления изразцов. Эта книга знакомит читателя с собранием русских изразцов Российского этнографического музея. В ней представлено свыше 120 изделий, большинство из которых публикуется впервые. Предваряет основную часть издания статья доктора наук, известного специалиста по истории русского изразца С. И. Барановой, рассказывающая о зарождении интереса к изучению изразцов и о создании первых музейных коллекций. В книге дан очерк истории изразцового дела в России, приведены сведения об основных вехах формирования коллекции РЭМ. Статьи иллюстрированы многочисленными фотографиями, как архивными, так и современными. Завершает книгу раздел с описанием процесса реставрации старинного изразцового панно. Издание адресовано музейным работникам, педагогам, мастерам-керамистам, коллекционерам, а также широкому кругу любителей истории русской культуры. |
Изразцовые печи и украшенные изразцами фасады старинных зданий — одно из наиболее самобытных и ярких явлений русской культуры. Вместе с растущим интересом к национальным традициям возрос и интерес к изучению истории и технологии изготовления изразцов.
Эта книга знакомит читателя с собранием русских изразцов Российского этнографического музея. В ней представлено свыше 120 изделий, большинство из которых публикуется впервые.
Предваряет основную часть издания статья доктора наук, известного специалиста по истории русского изразца С. И. Барановой, рассказывающая о зарождении интереса к изучению изразцов и о создании первых музейных коллекций. В книге дан очерк истории изразцового дела в России, приведены сведения об основных вехах формирования коллекции РЭМ. Статьи иллюстрированы многочисленными фотографиями, как архивными, так и современными. Завершает книгу раздел с описанием процесса реставрации старинного изразцового панно.
Издание адресовано музейным работникам, педагогам, мастерам-керамистам, коллекционерам, а также широкому кругу любителей истории русской культуры.
Введение:
Интерес к истории русского изразца начал проявляться в середине XIX века, когда были опубликованы первые научные работы на эту тему и начали формироваться музейные коллекции. К их числу можно отнести собрание изразцов Российского этнографического музея (далее РЭМ), включающее в себя все типы таких керамических изделий: рельефные (терракотовые, муравленые, полихромные), рельефно-расписные, гладкие расписные.
Коллекция дает возможность проследить развитие этого вида декоративного искусства на протяжении трех столетий: периода расцвета производства и применения рельефного изразца в XVII веке и следующего этапа — использования изразцов гладких с росписью в XVIII−XIX веках.
В составе музейного собрания — пять комплектов разобранных изразцовых печей из гладких расписных и рельефных изразцов середины XVIII — начала XIX века, а также около двадцати неполных комплектов разобранных печей разного состава XVII−XVIII веков.
Отдельные печные изразцы и их фрагменты — изразцы стенные и вспомогательной группы — демонстрируют разнообразие возможностей композиционного построения изразцовых печей.
Есть и немногочисленная группа архитектурной керамики XV−XVIII веков. Особенный интерес представляют произведения, чью принадлежность к конкретному памятнику удалось установить: элементы декора Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря конца XV века (РЭМ 2259-1, с. 59) и вологодской церкви Сретения 30-х годов XVIII века (РЭМ 7170-148, с. 63).
В фондах представлена продукция многих художественных центров, таких как Москва, Александров, Санкт-Петербург, Великий Устюг, Сольвычегодск и другие, а также провинциальных кустарных керамических мастерских. Комплекс не ограничен территориально местом расположения музея. Изразцы поступили из многих регионов их бытования: Вологодской, Костромской, Новгородской, Псковской, Пермской, Тверской и Ярославской губерний.
Несмотря на длительную историю формирования и значительное количество памятников, русские изразцы данного музейного собрания долгое время оставались практически неизвестными.
ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Авторы-составители благодарят Наталью Николаевну Прокопьеву, заместителя директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей РЭМ; Людмилу Геннадьевну Черенкову, заведующую отделом научной документации РЭМ.
Видеообзоры


Российский этнографический музей представит издание о русских изразцах
18 марта в Российском этнографическом музее состоится презентация книги-альбома «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея» - новое издание недавно вышло в серии «Традиции мастерства» издательства «Бослен».

Российский этнографический музей представил уникальную книгу-альбом о русских изразцах
18 марта в Российском этнографическом музее состоялась презентация книги-альбома «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея». Новое издание вышло в серии «Традиции мастерства» издательства «Бослен».С приветственным словом к гостям обратилась директор РЭМ Юлия Купина: «Книга как музейное издание остается важным инструментом работы с аудиторией, несмотря на развитие интернета и мультимедийных технологий. Книга представляет собой особый формат уважения к памятникам культуры, коллекциям музея и его публике. Каждое издание для нас – это новый опыт интерпретации и возможность представить экспертов и партнеров музея».
В презентации приняли участие специалист отдела научной документации, автор-составитель книги Татьяна Пинкусова, заведующий библиотечно-издательским отделом Андрей Крулев, и руководитель отдела маркетинга издательства «Бослен» Екатерина Власова. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, автор вступительной статьи и научный консультант издания Светлана Измайловна Баранова прислала видео поздравление к выходу книги. Главный научный сотрудник факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, известный специалист по истории русского изразца сделала акцент на первой публикации этой коллекции, в которой представлено свыше 120 изделий.

Читатель Толстов
Изразцы – это такие декоративные керамические украшения на стенах старинных домов, на печах и фасадах. Изразцы считаются одной из самых интересных особенностей русской национальной культуры, но до недавних пор оставались вне сферы интересов исследователей и культурологов. А между тем коллекция русских изразцов собирается в Российском этнографическом музее уже более 100 лет (с 1903 года), и в разнообразии русской материальной культуры вряд ли можно найти более продолжительное и масштабное явление, чем изразцы, украшающие фасады зданий и печей начиная с эпохи раннего Нового времени (XVI–XVII века) и до наших дней. В России не было своего мрамора, не было поделочных камней, и для украшения зодчие использовали «расписную кафлю», скромную декоративную керамику. Это наше русское Возрождение – считается, что изразцы появились на Руси при Алексее Михайловиче, вернее, с этого времени ведется отсчет массового использования изразцов в архитектурном убранстве храмов, монастырей и частных домов. В книге перечислены особенности разных школ изразцового мастерства – среди них выделяют ярославскую, владимиро-суздальскую, балахнинскую, калужскую, великоустюжскую, соликамскую, школы ряда монастырей и многие другие. Изразец стал истинно общероссийским явлением: карта его распространения со второй половины XVII века и карта страны точно совпадают, причем граница распространения изразца движется вместе с расширением границ русского государства. Это первое издание, посвященное искусству русского изразца – с множеством интереснейших иллюстраций.

В Российском этнографическом музее состоялось представление книги-альбома «Русские изразцы в собрании РЭМ»
Впервые опубликованы 120 предметов XVII – XIX веков из более чем 3200 изразцов, хранящихся в коллекции музея.

Львы, вороны, единороги — какими были старинные русские изразцы Северо-Запада?
В марте 2025 года прошла презентация книги «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея». Иллюстрированное исследование рассказывает о типах изделий, истории их бытования в России, необычных примерах и происхождении собрания.

Пять книг недели
Издание представляет часть собрания русских изразцов Российского этнографического музея, включающую свыше 120 наименований (всего в коллекции – более 3200). Как отмечено в издательской аннотации, большинство из них публикуется впервые. «С середины XIX века интерес к изразцу сопутствует истории музейного дела, реставрации и изучению общей истории культуры Московской Руси. Эти яркие, приковывающие взгляд элементы древних памятников не могли остаться незамеченными. Они привлекали художников, архитекторов, реставраторов, археологов, историков церковного, придворного, народного быта, собирателей, создателей музеев. Изучение изразца системно включено в общий процесс развития представлений о памятниках русской культуры...» отмечено в статье кандидата искусствоведения, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника факультета истории искусства РГГУ Светланы Барановой.