Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея
Издательство и авторы выражают особую благодарность за консультации, помощь и поддержку специалистам и коллегам: Светлане Измайловне Барановой, главному научному сотруднику факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета; Людмиле Анатольевне Скупченко, научному сотруднику Великоустюгского государственного музея-заповедника; Антонине Борисовне Андреевой, директору Великоустюгского государственного музея-заповедника; Ольге Николаевне Глазуновой, научному сотруднику Института археологии РАН; Роксане Викторовне Ребровой, научному сотруднику Сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа; Екатерине Александровне Андреевой, старшему научному сотруднику Государственного Эрмитажа; Автор-составитель:
Татьяна Пинкусова — специалист отдела научной документации Российского этнографического музея
Составитель:
Ольга Глазкова — научный сотрудник первой категории, хранитель фондов отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея
Научные консультанты:
Светлана Баранова — доктор исторических наук, кандидат искусствоведения
Людмила Скупченко — научный сотрудник Великоустюгского государственного музея-заповедника
Фотографии музейных предметов Анны Любимовой и Ольги Волковой, художников-фотографов РЭМ
Издательство | Бослен |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 208 |
Формат страниц | 70х100 1/16 |
Жанр | научно-популярное издание |
Иллюстрации | да, цветные, черно-белые |
Серия | Традиции мастерства |
Раздел | История народного костюма |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2025 |
Длина | 240 мм |
Ширина | 170 мм |
Высота | 22 мм |
Страниц в книге | 208 |
Вес | 650 г |
Аннотация | Изразцовые печи и украшенные изразцами фасады старинных зданий — одно из наиболее самобытных и ярких явлений русской культуры. Вместе с растущим интересом к национальным традициям возрос и интерес к изучению истории и технологии изготовления изразцов. Эта книга знакомит читателя с собранием русских изразцов Российского этнографического музея. В ней представлено свыше 120 изделий, большинство из которых публикуется впервые. Предваряет основную часть издания статья доктора наук, известного специалиста по истории русского изразца С. И. Барановой, рассказывающая о зарождении интереса к изучению изразцов и о создании первых музейных коллекций. В книге дан очерк истории изразцового дела в России, приведены сведения об основных вехах формирования коллекции РЭМ. Статьи иллюстрированы многочисленными фотографиями, как архивными, так и современными. Завершает книгу раздел с описанием процесса реставрации старинного изразцового панно. Издание адресовано музейным работникам, педагогам, мастерам-керамистам, коллекционерам, а также широкому кругу любителей истории русской культуры. |
Изразцовые печи и украшенные изразцами фасады старинных зданий — одно из наиболее самобытных и ярких явлений русской культуры. Вместе с растущим интересом к национальным традициям возрос и интерес к изучению истории и технологии изготовления изразцов.
Эта книга знакомит читателя с собранием русских изразцов Российского этнографического музея. В ней представлено свыше 120 изделий, большинство из которых публикуется впервые.
Предваряет основную часть издания статья доктора наук, известного специалиста по истории русского изразца С. И. Барановой, рассказывающая о зарождении интереса к изучению изразцов и о создании первых музейных коллекций. В книге дан очерк истории изразцового дела в России, приведены сведения об основных вехах формирования коллекции РЭМ. Статьи иллюстрированы многочисленными фотографиями, как архивными, так и современными. Завершает книгу раздел с описанием процесса реставрации старинного изразцового панно.
Издание адресовано музейным работникам, педагогам, мастерам-керамистам, коллекционерам, а также широкому кругу любителей истории русской культуры.
Введение:
Интерес к истории русского изразца начал проявляться в середине XIX века, когда были опубликованы первые научные работы на эту тему и начали формироваться музейные коллекции. К их числу можно отнести собрание изразцов Российского этнографического музея (далее РЭМ), включающее в себя все типы таких керамических изделий: рельефные (терракотовые, муравленые, полихромные), рельефно-расписные, гладкие расписные.
Коллекция дает возможность проследить развитие этого вида декоративного искусства на протяжении трех столетий: периода расцвета производства и применения рельефного изразца в XVII веке и следующего этапа — использования изразцов гладких с росписью в XVIII−XIX веках.
В составе музейного собрания — пять комплектов разобранных изразцовых печей из гладких расписных и рельефных изразцов середины XVIII — начала XIX века, а также около двадцати неполных комплектов разобранных печей разного состава XVII−XVIII веков.
Отдельные печные изразцы и их фрагменты — изразцы стенные и вспомогательной группы — демонстрируют разнообразие возможностей композиционного построения изразцовых печей.
Есть и немногочисленная группа архитектурной керамики XV−XVIII веков. Особенный интерес представляют произведения, чью принадлежность к конкретному памятнику удалось установить: элементы декора Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря конца XV века (РЭМ 2259-1, с. 59) и вологодской церкви Сретения 30-х годов XVIII века (РЭМ 7170-148, с. 63).
В фондах представлена продукция многих художественных центров, таких как Москва, Александров, Санкт-Петербург, Великий Устюг, Сольвычегодск и другие, а также провинциальных кустарных керамических мастерских. Комплекс не ограничен территориально местом расположения музея. Изразцы поступили из многих регионов их бытования: Вологодской, Костромской, Новгородской, Псковской, Пермской, Тверской и Ярославской губерний.
Несмотря на длительную историю формирования и значительное количество памятников, русские изразцы данного музейного собрания долгое время оставались практически неизвестными.
ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Авторы-составители благодарят Наталью Николаевну Прокопьеву, заместителя директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей РЭМ; Людмилу Геннадьевну Черенкову, заведующую отделом научной документации РЭМ.
Видеообзоры


Российский этнографический музей представит издание о русских изразцах
18 марта в Российском этнографическом музее состоится презентация книги-альбома «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея» - новое издание недавно вышло в серии «Традиции мастерства» издательства «Бослен».

Российский этнографический музей представил уникальную книгу-альбом о русских изразцах
18 марта в Российском этнографическом музее состоялась презентация книги-альбома «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея». Новое издание вышло в серии «Традиции мастерства» издательства «Бослен».С приветственным словом к гостям обратилась директор РЭМ Юлия Купина: «Книга как музейное издание остается важным инструментом работы с аудиторией, несмотря на развитие интернета и мультимедийных технологий. Книга представляет собой особый формат уважения к памятникам культуры, коллекциям музея и его публике. Каждое издание для нас – это новый опыт интерпретации и возможность представить экспертов и партнеров музея».
В презентации приняли участие специалист отдела научной документации, автор-составитель книги Татьяна Пинкусова, заведующий библиотечно-издательским отделом Андрей Крулев, и руководитель отдела маркетинга издательства «Бослен» Екатерина Власова. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, автор вступительной статьи и научный консультант издания Светлана Измайловна Баранова прислала видео поздравление к выходу книги. Главный научный сотрудник факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, известный специалист по истории русского изразца сделала акцент на первой публикации этой коллекции, в которой представлено свыше 120 изделий.

Читатель Толстов
Изразцы – это такие декоративные керамические украшения на стенах старинных домов, на печах и фасадах. Изразцы считаются одной из самых интересных особенностей русской национальной культуры, но до недавних пор оставались вне сферы интересов исследователей и культурологов. А между тем коллекция русских изразцов собирается в Российском этнографическом музее уже более 100 лет (с 1903 года), и в разнообразии русской материальной культуры вряд ли можно найти более продолжительное и масштабное явление, чем изразцы, украшающие фасады зданий и печей начиная с эпохи раннего Нового времени (XVI–XVII века) и до наших дней. В России не было своего мрамора, не было поделочных камней, и для украшения зодчие использовали «расписную кафлю», скромную декоративную керамику. Это наше русское Возрождение – считается, что изразцы появились на Руси при Алексее Михайловиче, вернее, с этого времени ведется отсчет массового использования изразцов в архитектурном убранстве храмов, монастырей и частных домов. В книге перечислены особенности разных школ изразцового мастерства – среди них выделяют ярославскую, владимиро-суздальскую, балахнинскую, калужскую, великоустюжскую, соликамскую, школы ряда монастырей и многие другие. Изразец стал истинно общероссийским явлением: карта его распространения со второй половины XVII века и карта страны точно совпадают, причем граница распространения изразца движется вместе с расширением границ русского государства. Это первое издание, посвященное искусству русского изразца – с множеством интереснейших иллюстраций.

В Российском этнографическом музее состоялось представление книги-альбома «Русские изразцы в собрании РЭМ»
Впервые опубликованы 120 предметов XVII – XIX веков из более чем 3200 изразцов, хранящихся в коллекции музея.

Львы, вороны, единороги — какими были старинные русские изразцы Северо-Запада?
В марте 2025 года прошла презентация книги «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея». Иллюстрированное исследование рассказывает о типах изделий, истории их бытования в России, необычных примерах и происхождении собрания.