Ситцы красные, цветастые
Автор | Ковалева Наталия Ивановна |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2024 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 208 |
Формат страниц | 84х108 1/16 |
Жанр | научно-популярное издание |
Иллюстрации | да, цветные |
Серия | История народного костюма |
Раздел | История народного костюма |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2024 |
Обложка | 7БЦ матовая |
Длина | 265 мм |
Ширина | 206 мм |
Высота | 20 мм |
Страниц в книге | 208 |
Вес | 1 кг |
Аннотация | Издание посвящено красным тканям с контрастным рисунком, известным сегодня в России как пунцовые или барановские ситцы. Во второй половине XIX века эти ткани по праву назывались народными: их можно было встретить в городе и деревне, на ярмарке и восточном базаре, в русских павильонах на Всемирных выставках и среди товаров коробейников. Несмотря на широкую популярность пунцовых ситцев и платков, история их появления и бытования в России практически не изучена. Наталия Ковалева, заведующий отделом народного искусства Русского музея, впервые подробно рассказывает об истоках художественной орнаментики, развитии технологии изготовления, о крупнейших зарубежных и российских производствах, а также о доминировании красного цвета в русском народном искусстве и роли краснофонных ситцев в традиционном костюме. Книга-альбом будет интересна как профессиональным историкам, искусствоведам, сотрудникам музеев, коллекционерам, так и широкому кругу любителей русского искусства. |
Издание посвящено красным тканям с контрастным рисунком, известным сегодня в России как пунцовые или барановские ситцы. Во второй половине XIX века эти ткани по праву назывались
народными: их можно было встретить в городе и деревне, на ярмарке и восточном базаре, в русских павильонах на Всемирных выставках и среди товаров коробейников.
Несмотря на широкую популярность пунцовых ситцев и платков, история их появления и бытования в России практически не изучена. Наталия Ковалева, заведующий отделом народного искусства Русского музея, впервые подробно рассказывает об истоках художественной орнаментики, развитии технологии изготовления, о крупнейших зарубежных и российских производствах, а также о доминировании красного цвета в русском народном искусстве и роли краснофонных ситцев в традиционном костюме.
Книга-альбом будет интересна как профессиональным историкам, искусствоведам, сотрудникам музеев, коллекционерам, так и широкому кругу любителей русского искусства.
В приложении приведены схемы и описания кроя предметов одежды из пунцовых ситцев, которые подготовлены студией «Русские начала».
Также описан процесс печати в «Мастерской Балина» платка по образцу, выпущенному Товариществом мануфактуры Степана Посылина.
Видеообзоры
Фото к статье о швах.
1. Дополнительные фото к странице 161. Швы в традиционной одежде. ССЫЛКА
2. Дополнительные фото к странице 164. Женский праздничный костюм села Криуши Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Вознесенского района Нижегородской области) конца XIX – начала ХХ вв. ССЫЛКА
3. Дополнительные фото к странице 174. Женский праздничный костюм Пинежского уезда Архангельской губернии конца XIX - начала ХХ вв. ССЫЛКА
Читатель Толстов
Вот еще одна новинка издательства «Бослен», которое регулярно издает книги о русских национальных традициях в одежде – есть книги про рубашки-косоворотки, про варежки, про сарафаны, про украшения… А эта книга – про красные ситцы, так называемые барановские, красные ситцевые ткани с набивным рисунком. Наряду с палехской миниатюрой или гжельской росписью барановские ситцы являются одним из самых известных в мире визуальных образов русской традиционной культуры. Ситцевые мануфактуры в России появились позже, чем на Западе (более того – многие мануфактуры создавались западными промышленниками). Но пунцовые набивные ситцы очень быстро впитали особенности национальной культуры, появились оригинальные рисунки, орнаменты, узоры… Как там было у Брюсова – «а ситцы-то французские, собачьей кровью крашены». Наши ситцы красили, конечно, не кровью, но со временем пунцовые ситцы стали настоящим феноменом, в котором соединились достижения западных технологий и восточных влияний. Из красных ситцев шили рубашки, сарафаны, передники, юбки, но чаще всего – женские головные платки. Вот, например: «Для российской традиции также характерна регламентация использования разных платков в костюме: исходя из времени (будни, праздники), места (дом, церковь, поле), возраста и семейного положения женщины. Так, например, в селе Вислая Поляна Землянского уезда Воронежской губернии женщины на Пасху покрывали голову шелковыми платками, носили на Масленицу теплый шерстяной платок с вышивкой — «тертый», на Рождество — «репсовый», на Дмитриев день — цветной подшальник, на Троицу — черную косынку, по воскресеньям — платки пунцовые». Важно, что книга Наталии Ковалевой представляет собой настоящий фотоальбом, несколько десятков репродукций позволяют увидеть, что это за чудо такое, красные нарядные ситцы. Занимательное и интересное чтение.