«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
«Страшная вещь эта соната…». Разлад в семье Льва Толстого
Центральное место в книге принадлежит знаменитой повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», до сих пор остающейся предметом оживленного спора: восхищению художественным гением автора противостоит резкое неприятие и непонимание.
Не остались в стороне от этого спора жена и сын писателя, решившиеся высказать свои мысли и чувства тоже в литературной форме. Их «полемические этюды» вошли в настоящий сборник. Это «Чья вина?» С. А. Толстой и «Прелюдия Шопена» Л. Л. Толстого.
Также в книгу включена повесть С. А. Толстой «Песня без слов», отражающая ее увлечение композитором С. И. Танеевым, словно предсказанное Толстым.
Центральное место в книге принадлежит знаменитой повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», до сих пор остающейся предметом оживленного спора: восхищению художественным гением автора противостоит резкое неприятие и непонимание.
Не остались в стороне от этого спора жена и сын писателя, решившиеся высказать свои мысли и чувства тоже в литературной форме. Их «полемические этюды» вошли в настоящий сборник. Это «Чья вина?» С. А. Толстой и «Прелюдия Шопена» Л. Л. Толстого.
Также в книгу включена повесть С. А. Толстой «Песня без слов», отражающая ее увлечение композитором С. И. Танеевым, словно предсказанное Толстым.
Описание
Из вступительной статьи Павла Басинского «Сердца трех»:
Публикуемые в этом издании четыре произведения представляют собой уникальный в истории мировой литературы случай, когда два ближайших члена семьи великого писателя, его жена и сын, вступили с ним в спор. И не просто спор, а на литературном поле. Причем в то время, когда он был признан первым писателем не только в России, но и во всем мире.
Рассказ сына Толстого Льва Львовича «Прелюдия Шопена» и повесть жены Толстого Софьи Андреевны «Чья вина?» стали полемическим ответом на «Крейцерову сонату», опубликованную в 1891 году и ставшую самым громким литературным событием конца XIX века.
Трудно сказать, кто из образованных людей того времени не прочитал эту вещь и так или иначе не определил своего отношения к ней. Конечно, не могли остаться в стороне и домочадцы писателя. Но одно дело прочитать произведение и высказать о нем свое суждение, пусть даже и в форме рецензии или критической статьи (а таких в 1890‑е годы о «Крейцеровой сонате» вышло множество во всех русских газетах и журналах), и совсем другое — вступить в литературное состязание с Львом Толстым.
А самое главное — будучи носителями его фамилии. И это не скрывалось, а даже подчеркивалось сыном и женой писателя. «Крейцерова соната» в критическом ключе упоминается в рассказе Льва Толстого-младшего, а повесть графини Толстой имеет подзаголовок, который не оставляет у читателя никаких сомнений в причине, побудившей ее написать: «По поводу „Крейцеровой сонаты“ Льва Толстого». А на титульном листе машинописной рукописи подзаголовок имел еще
и продолжение: «Написано женой Льва Толстого».