Женский головной убор КОКОШНИК
Автор | Мадлевская Елена Львовна |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2022 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 336 |
Формат страниц | 84х108 1/16 |
Иллюстрации | да, цветные, черно-белые |
Серия | История народного костюма |
Раздел | История народного костюма |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2022 |
Обложка | 7БЦ матовая |
Длина | 265 мм |
Ширина | 206 мм |
Высота | 25 мм |
Страниц в книге | 336 |
Вес | 1530 г |
Новинка | 2022 |
Тираж | 2000 |
Кокошник — один из наиболее ярких и самобытных элементов русского народного костюма, его признанный символ. Он вызывает большой интерес как феномен народного творчества. Автор книги показывает богатство разновидностей основных типов кокошников и многообразие конструкций этого головного убора.
Издание знакомит с историей происхождения как самого предмета, так и его названия, с особенностями бытования и декоративного оформления кокошников.
Альбомная часть представляет обширную коллекцию кокошников Российского этнографического музея. Большая часть предметов публикуется впервые.
От автора:
Настоящая книга посвящена одному из наиболее известных женских головных уборов — кокошнику, входившему в русский народный костюм. Исследовательской и иллюстративной базой издания является собрание головных уборов Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). В русском фонде и Особой кладовой музея хранится более тысячи кокошников, значительная часть которых — редкие старинные предметы. Коллекция РЭМ настолько обширна, что позволяет рассмотреть все типы и виды кокошников. Два убора представляют фонды Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) и Белгородского государственного музея народной культуры. Все это предметы XVIII–XX веков, бытовавшие преимущественно в крестьянской, а также в мещанской и купеческой среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также в Сибири. Несмотря на то, что слово «кокошник» знакомо всем от мала до велика и любой скажет, что это «русский головной убор», все же не только обычные люди, но и исследователи, которые долгие годы занимаются вопросами определения границ понятия «кокошник», не могут дать точную дефиницию этого предмета. Те, кто никогда специально не брался за изучение кокошников, с легкостью называют этим словом головные уборы типа девичьих венцов. Это представление у наших современников сложилось благодаря использованию уборов такой конструкции (открытые повязки с гребнями той или иной формы) в сценическом костюме русских хоров, танцевальных ансамблей, в наряде новогодних Снегурочек. Однако подобное представление о кокошнике имеет и более ранние исторические истоки, о чем будет речь в книге. Что же касается научных исследований, то сложность создания цельной упорядоченной картины всех типов и видов головных уборов, соответствующих названию «кокошник», обусловливается прежде всего разнообразием самого материала, где всегда найдутся предметы, которые не будут отвечать всем выявленным учеными параметрам классификационной системы кокошников. Например, нередко исследователи называют их главным признаком гребень, однако оказывается, что существуют кокошники и без этой детали. Как отличительные параметры кокошников часто отмечают твердость основы и цельность конструкции, однако и здесь могут быть отступления: бывают и мягкие кокошники, и многосоставные, имеющие и внутренние, и внешние детали. Это означает, что некоторые типы кокошников сохранили черты головных уборов, которые послужили источником их формирования. Единственное, в чем все исследователи сходятся и сам материал «не подводит», — это непременное украшение кокошников. Преимущественно они — праздничные предметы, но и повседневным уборам молодых женщин было свойственно хотя бы минимальное декорирование. Вторым бесспорным признаком кокошников является их закрытая форма, позволяющая полностью спрятать волосы, что было обязательным правилом для замужних женщин.
ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Видеообзоры
Читатель Толстов: Восемь новинок о творческих людях: от Майкла Джексона до членов Союза писателей
Елена Мадлевская «Кокошник. Женский головной убор». У издательства «Бослен» есть целая серия книг-альбомов, посвященных разным, скажем так, элементам национального русского костюма. Была книга про варежки, была про косоворотку, про лоскутное шитье, про самодельных кукол (я писал об этих книгах), теперь очередь дошла до кокошника, одного из символов, можно сказать, нашего национального дресс-кода. Особенность книг «про одежду» заключается в том, что пишут их серьезные специалисты. Вот Елена Мадлевская - ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат филологических наук. И кокошник она рассматривает как важную часть русской визуальной культуры.
Кокошник с очельем – на масленицу с весельем!
Книга «Кокошники» действительно сказочная по красоте и увлекательности, но при этом создана на основе большой и серьезной исследовательской работы. Первым делом изучено происхождение слова «кокошник» и других названий народных головных уборов. Самые разные их виды представлены в иллюстрациях и подробных описаниях с указанием материалов, технологий, местных традиций и особенностей. Другого и нельзя было ожидать, ведь автор – Елена Львовна Мадлевская, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея.
Кокошник - самый русский символ
Дорогой и красивый кокошник долгое время оставался важнейшей частью русского женского костюма. В середине XIX века, когда простую крестьянскую избу можно было справить за 100 рублей, за усыпанные жемчугом кокошники люди иной раз выкладывали от 2000 до 7000 серебром. Сегодня этот головной убор снова становится актуальным: он появляется в коллекциях лучших модных домов, его надевают на съемках и носят на светских мероприятиях. Рассказываем, почему кокошник вновь востребован, как отличить настоящий от стилизации и как он стал символом России.