100 лет Персимфанса
Автор | Айду Пётр, Дудаков-Кашуро Константин, Кротенко Григорий, Шварцштейн Ярослав |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2022 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 368 |
Формат страниц | 84х108 1/16 |
Иллюстрации | цветные, черно-белые |
Возрастная категория | 16+ |
Год издания | 2022 |
Обложка | 5 составная (тканевый корешок) |
Длина | 260 mm |
Ширина | 205 mm |
Высота | 30 mm |
Страниц в книге | 368 |
Вес | 1500 g |
Аннотация | Издание книги приурочено к 100-летнему юбилею Первого симфонического ансамбля имени Моссовета, легендарного оркестра без дирижера. Персимфанс сегодня, как и в 1920–30-х, состоит из ведущих московских музыкантов. Книга впервые описывает историю ансамбля и его новую жизнь с 1922 по 2022 год, содержит уникальные фотографии и архивные материалы. Через графическую сюиту Ярослава Шварцштейна читатель увидит фантасмагоричный сон Персимфанса, продлившийся с 1933 по 2008 год, пока не родилась идея возродить ансамбль. Не оставаясь явлением лишь постреволюционной эпохи, Персимфанс сформировал свою особую эстетику и философию, уникальные методы коллективной работы над интерпретацией сочинений и альтернативный подход к исполнению больших симфонических партитур, имеющие в настоящее время едва ли не большую актуальность, чем в прошлом. |
Издание книги приурочено к 100-летнему юбилею Первого симфонического ансамбля имени Моссовета, легендарного оркестра без дирижера. Персимфанс сегодня, как и в 1920–30-х, состоит из ведущих московских музыкантов.
Книга впервые описывает историю ансамбля и его новую жизнь с 1922 по 2022 год, содержит уникальные фотографии и архивные материалы. Через графическую сюиту Ярослава Шварцштейна читатель увидит фантасмагоричный сон Персимфанса, продлившийся с 1933 по 2008 год, пока не родилась идея возродить ансамбль.
Не оставаясь явлением лишь постреволюционной эпохи, Персимфанс сформировал свою особую эстетику и философию, уникальные методы коллективной работы над интерпретацией сочинений и альтернативный подход к исполнению больших симфонических партитур, имеющие в настоящее время едва ли не большую актуальность, чем в прошлом.
Петр Айду:
Трудно описать суть всей книги кратко — слишком много вложено в нее идей, исторической информации, воспоминаний, моделирования будущего. Но, наверно, главное — честная попытка описать взаимодействия утопической «идеальной» концепции симфонического ансамбля с реальностью: от абстрактной идеи до ее материализации в различных социальных ландшафтах в течение ста лет. Что происходило в XX веке и что ждет нас в будущем — вопросы, которые рассматриваются здесь через призму симфонической музыки как модели человеческого общества в миниатюре.
Григорий Кротенко:
13 февраля 2022 года Персимфансу исполнилось 100 лет. Другого времени для выхода нашей книги нет. О чем она?
Значительную ее часть занимает «Ветхий завет» — текст Арнольда Цуккера «5 лет Персимфанса». В холодной и голодной Москве, пережив мировую и гражданскую войны, революцию, лучшие музыканты столицы воплощают свою мечту. Московский оркестр без дирижера становится мировой сенсацией — «единственной по-настоящему коммунистической организацией в системе государственного капитализма Советов». Эту фразу корреспондента «Манчестер гардиан» Цуккер приводит как очевидный курьез, но точнее описать симфонический ансамбль, так сильно опередивший свое время, невозможно.
Наша книга не только о прошлой и настоящей жизни ансамбля. Она о летаргическом сне, в котором Персимфанс видел апокалиптические кошмары ХХ века. Она о следующем столетии. Со времен Гутенберга не было напечатано книги важнее: она рассказывает о втором пришествии в прошедшем времени. Наш квартет — Айду, Дудаков, Шварцштейн и Кротенко — говорит из Миллениума. Персимфанс спасет мир: давайте играть вместе, мы знаем, как это делать.
Книга входит в издательскую программу правительства Москвы
Награды
2022 год: Ежегодный национальный конкурс «Книга года-2022»: книга «100 лет Персимфанса» — диплом финалиста конкурса в номинации «Книга года»
Видеообзоры
Радио «Орфей», передача «Тавор в мажоре»:
К столетию знаменитого российского оркестра без дирижера — Персимфанса — приурочен выход юбилейного издания. Среди его авторов музыканты, возродившие этот уникальный коллектив — композитор и мульти-инструменталист Пётр Айду и контрабасист Григорий Кротенко — гости программы. Эфир от 29.03.2022
Григорий Кротенко: «Отсутствие дирижёра — точно не главное наше отличие». Юбилейный концерт к 100-летию Персимфанса (13 февраля 2021, КЗЧ)
13 февраля 2021 в Концертном зале имени П.И. Чайковского – юбилейный концерт «100 лет Персимфансу». В исполнении симфонического оркестра «Персимфанс» прозвучат Бранденбургский концерт № 2 Баха, «Плач по жертвам Хиросимы» Пендерецкого, Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта», Сюита «На Днепрострое» Мейтуса, «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Гершвина. Напомним также, что солисты Персимфанса Петр Айду, Григорий Кротенко и Марина Катаржнова выступят в абонементном цикле к 100-летию Персимфанса 8 февраля, 23 февраля и 1 марта соответственно. О предстоящих юбилейных мероприятиях и не только рассказывает комиссар, секретарь правления Персимфанса Григорий Кротенко.
100 лет Персимфансу
Пер-сим-фанс или… первый симфонический ансамбль, или…первый в мире оркестр без дирижёра. Музыкальный эксперимент обрел голос 13 февраля 1922 года, ровно сто лет тому назад. В тот день в Колонном зале Дома Союзов был аншлаг. Громкий успех свободных от руководства музыкантов привлек звезд. И вскоре на концертах Персимфанса выступали Козловский, Нейгауз, Горовиц, Юдина. Из-за границы специально приезжал, находившийся в эмиграции Прокофьев.
Первый Симфонический Ансамбль. Музыка без дирижера. Наблюдатель
Гости: Андрей Устинов, музыковед, главный редактор газеты "Музыкальное обозрение"; Петр Айду, музыкант , идеолог, председатель правления Персимфанс; Григорий Кротенко, музыкант, комиссар, секретарь правления Персимфанс; Марина Катаржнова, музыкант, ведущий специалист Персимфанс. Ведущий: Наталия Шкода
Готовится к выходу книга «100 лет Персимфанса»
В издательстве «БОСЛЕН» готовится к выходу книга «100 лет Персимфанса». Авторский коллектив: Петр Айду, Григорий Кротенко, Константин Дудаков-Кашуро, Ярослав Шварцштейн. В книге впервые описывается история ансамбля с 1922 по 2022, издание иллюстрировано художником Ярославом Шварцштейном, содержит уникальные фотографии и архивные материалы.
Издательство «Бослен» представляет книгу 100 лет Персимфанса
Издание книги приурочено к 100-летнему юбилею Первого симфонического ансамбля имени Моссовета, легендарного оркестра без дирижера.
100 лет Персимфанса
Издательство «Бослен» представляет книгу к юбилею Первого симфонического ансамбля имени Моссовета, легендарного оркестра без дирижера — 100 лет Персимфанса. Персимфанс сегодня, как и в 1920–30-х, состоит из ведущих московских музыкантов.
Что не так с дирижером
В издательстве «Бослен» выходит книга «100 лет Персимфанса», посвященная вековому юбилею оркестра без дирижера. С разрешения издательства публикуем ее фрагмент — эссе Петра Айду, музыканта, идеолога и председателя правления Персимфанса, о том, что не так с фигурой дирижера.
Главные литературные новинки месяца
Век назад в СССР появился первый симфонический оркестр без дирижера — Персимфанс. Просуществовал он недолго — до 1933 года. Но за эти 11 лет оставил яркий след в музыкальной истории страны. А в 2008-м энтузиасты под руководством композитора и пианиста Петра Айду возродили проект. Такой же коллективной и неравнодушной получилась книга, изданная к юбилею ансамбля.
Петр Айду: «Сейчас звук перестал быть монополией музыкантов»
Между классической музыкой и саунд-артом — так можно определить область, в которой сейчас активен Петр Айду. Он рассказал об авангардном оркестре Персимфанс, к столетию которого только что вышла книга, «Приюте роялей» и своих проектах для музеев.
ВОССТАВШИЕ ПРОТИВ ПАЛОЧКИ
ЮБИЛЕЙ ПЕРВОГО СИМФОНИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ ОТМЕЧЕН ВЫХОДОМ ТВОРЧЕСКИ ПРИДУМАННОЙ КНИГИ «100 ЛЕТ ПЕРСИМФАНСА». Знаменитый оркестр без дирижера был создан в 1922 году, этим же годом датируются первые архивные материалы, приведенные в книге. Через десять лет Персимфанс был расформирован и возрожден уже в 2000-е. Столетие пришлось на 2022 год. Как говорят сами авторы, «другого времени для выхода нашей книги нет».
100 лет Персимфанса
Беседа с пианистом Петром Айду, "председателем правления Персимфанса" – о красочной книге, изданной к столетию уникального ансамбля, играющего без дирижера... и о смысле музыки
25 книг, которые стоит купить этой весной
«100 лет Персимфанса». История легендарного оркестра без дирижера с 1922 до 2022 года.
Читатель Толстов: Мир, труд, май – и новые книги о творческих людях
У издательства «Бослен» есть отличные книги, посвященные юбилеям разных культурных институций. Я писал два года назад о великолепном юбилейном фолианте, посвященном 100-летию ВХУТЕМАС, в прошлом году вышла в «Бослене» потрясающая книга Георгия Панкратова о ВДНХ. Но вот о Персимфансе я даже не слышал ничего! А это, оказывается, первый в мире экспериментальный симфонический оркестр, выступавший без дирижера. К тому же еще первый акустический театр, первый опыт использования звуковых скульптур – да много чего еще, где Персимфанс оказался первопроходцем. Например, это был первый оркестр, который давал выступления в вагонах (!) Северной железной дороги, или на предприятиях тяжелой промышленности. Первый оркестр, придумавший «кольцевую» рассадку, чтобы каждый музыкант всегда видел своих коллег (в центр сажали духовую секцию). При этом в советское время Персимфанс пребывал в своего рода информационной изоляции, новаторские эксперименты противоречили политике партии, направленной на верность музыкальной классике. В общем, не пропустите эту книгу. Отдельно отмечу великолепное оформление: ноты, афиши, газетные вырезки, уникальные фото, интервью, записки и много-много деталей, позволяющих погрузиться в атмосферу той эпохи.
Узнать и полюбить Персимфанс
Что за забавно звучащее слово, спросите вы? Без обид, но это значит, что вы несколько выпали из музыкальной жизни столицы. И залатать эту брешь нужно как можно скорее, что не сложно.
Первый без главного: зигзаги судьбы экспериментального коллектива
Вышла книга к 100-летию Персимфанса — оркестра, удивляющего не только исполнением музыки. Ретроафиши, сценические костюмы и даже встроенный в этот альбом графический роман — все это способствует настройке читательского внимания по особому камертону.
100 лет Персимфанса: к юбилею симфонического оркестра без дирижёра
Персимфанс – симфонический оркестр, исполняющий музыку без дирижера. Он был создан в Москве и просуществовал с 1922 по 1932 г. В послереволюционное десятилетие Персимфанс стал не только подлинным и редким воплощением идеи «коллективного труда», но и образцовым симфоническим коллективом, удивлявшем даже самых именитых дирижеров.
Конец дирижерской палочки
В этом году исполняется сто лет Персимфансу — Первому симфоническому ансамблю имени Моссовета, который прославился тем, что у него нет дирижера. К этому юбилею Петр Айду с соавторами подготовили сборник материалов, посвященных одному из самых революционных явлений раннесоветской музыки. Сегодня предлагаем прочитать вошедший в него текст Арнольда Цуккера, в котором рассказывается, какие задачи ставили перед собой основатели Персимфанса и какой была первая реакция публики на его концерты.
Может ли играть оркестр без дирижера? Петр Айду о выходе из концертных залов и концертах у подножия вулканов
Композитор Петр Айду - универсальный игрок. Пианист и органист, лауреат международных конкурсов, страстный поклонник старинной музыки, он со своими коллегами и друзьями воссоздал десять лет назад знаменитый оркестр без дирижера "Персимфанс", столетие которого отмечалось в этом году. Уверенно играющий на старинной лютне, клавесине и хаммерклавире Петр Айду не прочь выйти за границы филармонических залов и сыграть на клавесине в лавовой пещере потухшего вулкана, как недавно сделал во время фестиваля в Петропавловске-Камчатском.
Оркестр без дирижера: глава из книги «100 лет Персимфанса»
Персимфанс — симфонический оркестр, исполняющий музыку без дирижера. Он был создан в Москве и просуществовал с 1922 по 1932 год. В послереволюционное десятилетие Персимфанс стал не только подлинным и редким воплощением идеи «коллективного труда», но и образцовым симфоническим коллективом, удивлявшем даже самых именитых дирижеров. Инициатором оркестра выступил легендарный музыкант, один из корифеев русской скрипичной школы Лев Цейтлин, собравший лучших исполнителей из профессуры консерватории, их учеников и солистов оркестра Большого театра.
Персимфанс: иностранцы о российском оркестре без дирижёра
В 1922 году выдающийся скрипач и педагог Лев Цейтлин создал Персимфанс — симфонический оркестр, исполняющий музыку без дирижёра. Цейтлин собрал лучших исполнителей из профессуры консерватории, их учеников и солистов Большого театра. За 10 лет существования Персимфанс стал воплощением идеи «коллективного труда» и образцовым оркестром, удивлявшим даже самых именитых дирижёров.
Петр Айду, руководитель современного Персимфанса: «Мы декларируем альтернативную технологию исполнения симфонической музыки»
Недавно вышла прекрасно оформленная книга «100 лет Персимфанса», посвященная юбилею первого в истории симфонического ансамбля без дирижера. «Культура» пообщалась с идеологом и председателем правления этого уникального проекта, пианистом и композитором Петром Айду.
ПЕРСИМФАНС. Что не так с дирижером
К 100-летнему юбилею легендарного оркестра без дирижера вышла книга «100 лет Персимфанса» - история состава глазами его участников. Звуки публикуют одну из глав книги.
Петр Айду — о том, что такое Персимфанс, и о новой книге к столетию оркестра без дирижера
В 2022 году сто лет исполнилось не только российскому джазу, но и другому музыкальному явлению — Персимфансу. Первый симфонический ансамбль имени Моссовета действовал с 1922 по 1932 год и стал первым в истории оркестром без дирижера. С 2009 года Персимфанс снова вернулся в концертную жизнь. Петр Айду и другие участники легендарного ансамбля создали книгу, посвященную Персимфансу, а мы расспросили их о том, в чем особенность такого оркестра.