Ариадна Эфрон: рассказанная жизнь
Автор | Коркина Елена Баурджановна |
Издательство | Лингвистика, Бослен |
Дата издания | 2022 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 144 |
Формат страниц | 84х108/32 |
Жанр | Биография |
Иллюстрации | черно-белые |
Раздел | Биографии. Мемуары., Художественная литература. Российская проза |
Возрастная категория | 16+ |
Год издания | 2022 |
Обложка | мягкая с клапаном |
Длина | 200 мм |
Ширина | 130 мм |
Высота | 12 мм |
Страниц в книге | 144 |
Вес | 177 г |
Аннотация | Эта книга — собрание рассказов дочери Марины Цветаевой Ариадны Сергеевны Эфрон, записанных Еленой Коркиной в 1970–1973 годах. Всего двадцать четыре рассказа, семь из которых посвящены парижской жизни Ариадны Эфрон в 1930-е, остальные повествуют о шестнадцати годах, проведенных ею в лагерях и ссылках. А. С. Эфрон известна как автор воспоминаний о Марине Цветаевой «Страницы былого», публикатор ее литературного наследия, переводчик западноевропейской лирики и драматургии. Но книгу о своей жизни ей не довелось написать. И настоящее собрание ее устных рассказов представляет собой часть не написанной, но рассказанной книги. Автор — исследовательница и публикатор творческого наследия Марины Цветаевой, текстолог и архивист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой — провела в тесном общении с А. С. Эфрон последние шесть лет ее жизни. |
Эта книга — собрание рассказов дочери Марины Цветаевой Ариадны Сергеевны Эфрон, записанных Еленой Коркиной в 1970–1973 годах. Всего двадцать четыре рассказа, семь из которых посвящены парижской жизни Ариадны Эфрон в 1930-е, остальные повествуют о шестнадцати годах, проведенных ею в лагерях и ссылках.
А. С. Эфрон известна как автор воспоминаний о Марине Цветаевой «Страницы былого», публикатор ее литературного наследия, переводчик западноевропейской лирики и драматургии. Но книгу о своей жизни ей не довелось написать. И настоящее собрание ее устных рассказов представляет собой часть не написанной, но рассказанной книги.
Автор — исследовательница и публикатор творческого наследия Марины Цветаевой, текстолог и архивист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой — провела в тесном общении с А. С. Эфрон последние шесть лет ее жизни.
Видеообзоры
Рубрика «Книжечки» с Николаем Александровым
... об одной книге я бы всё-таки хотел рассказать более подробно, просто потому что она связана с целым рядом других изданий и других событий, которые, в общем, последнее время привлекали внимание. Это книга Ариадны Эфрон, она называется «Рассказанная жизнь». Это 24 рассказа Ариадны Эфрон, собранные Еленой Коркиной. Семь из них касаются парижской жизнь Ариадны Эфрон, а остальные связаны уже с её пребыванием в Советском Союзе. Почему я обращаю внимание на эту книгу? Во-первых, судьба самой Ариадны Эфрон, я напомню, что выходил её замечательный трёхтомник «История жизни, история души». Это её письма, очерки, воспоминания, которые остались. Письменные, собственно, свидетельства. В прошлом году настоящим событием стала книга Сергея Белякова «Парижский мальчик в сталинской Москве». Да-да. Я всем рекомендую эту книгу. Понятно, что там всё-таки в центре судьба Мура, сына Марины Цветаевой, но Ариадне Эфрон отведено, в общем, достаточно много страниц. И, хотя она всё-таки находится на периферии, но понятно, что в сюжете принимает участие. Потому что нужно учитывать этого человека, который таким энтузиастом приехал в Советскую Россию, и как складывалась её судьба. И в этих 24 рассказах, разумеется, вес того времени советского, прожитого времени Ариадной Эфрон, он достаточно велик. Здесь и тюрьма, и Туруханск. Нужно учитывать, что, конечно же, Ариадна Эфрон очень много вынесла на себе, и эти годы скитания, ссылок и затем попытки сохранить наследие Марины Ивановны Цветаевой — всё в этой книге, в 24 рассказах, тоже чувствуется. И мне кажется, что эту книгу Елены Коркиной хорошо сопоставлять с книжкой Сергея Белякова именно потому, что более объёмной становится судьба этого совсем непростого человека с совершенно особенной позицией, который, в общем, в конце жизни, как и многие, близко не подпускал к себе. Мне кажется, что эта книга крайне любопытна всем тем, кто интересуется и судьбой Марины Ивановны Цветаевой, и Ариадны Эфрон, и вообще этим поколением, которое вынесло на себе беды 1930-х гг. Книжка эта выходит в издательстве «Бослен», и я думаю, что она вскоре будет доступна.«Все они курили, все матерились». Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон — о детях в системе ГУЛАГа
Дочери Марины Цветаевой Ариадне Эфрон не довелось написать книгу о своей жизни, но она успела о ней рассказать. Двадцать четыре устных рассказа в 1970–1973 годах были записаны филологом Еленой Коркиной и недавно вышли отдельным изданием. Большая часть этих историй посвящена 16 годам, проведённым в лагерях и ссылках. Глава «Малолетние преступники» — одна из них.Нить Ариадны – она существует!
«Мне нравится, что вы больны не мной…» Все узнали строку, и кто автор? Конечно, узнали. А о чем она? Сколько в ней смыслов? Вроде бы два: желание любви и гордость отказа от нее, еще не начавшейся, но уже невзаимной. Хотя разве всего два? Нет, гораздо больше и удивительней, ибо такой уж она была – Марина Ивановна Цветаева. Все в ней и с ней было просто – но не плоско, искренне и открыто – но на мякине не проведешь. И дочь ее, Ариадна Сергеевна Эфрон, оказалась такой же, хоть и не обладала поэтическим даром матери.
ЛГ-рейтинг
3. Елена Коркина. Ариадна Эфрон: рассказанная жизнь. – М.: Инфинитив; Лингвистика; Бослен. – 144 с.
Пять книг недели
24 рассказа авторства Ариадны Эфрон (1912–1975), дочери Марины Цветаевой, записанные в начале 1970-х Еленой Коркиной – кандидатом филологических наук, архивистом, старшим научным сотрудником Дома-музея Марины Цветаевой. Семь историй – о парижском периоде жизни в 1930-е («…однажды иду я по бульвару Монпарнас – и никакой это не бульвар, а просто улица, деревьев там нет, а чередуются в каждом доме: кафе – магазин, кафе – магазин. И то в этом кафе сидит Эренбург, то в другом сидит Эренбург, и вообще всякие Модильяни – навалом!»), остальные – о лагерях и ссылках, где Ариадна Эфрон провела почти полтора десятка лет («…казалось бы, в этой обстановке можно было бы читать все подряд, лишь бы как-то занять себя. А оказалось наоборот – плохие книги там читать абсолютно невозможно. Книги проходят там свою проверку на настоящесть»). Как отмечает Коркина, «про лагерь Ариадна Сергеевна вспоминала очень часто, едва ли не ежедневно, иногда рассказывая законченные новеллы, а часто просто к слову».
Вперед в прошлое. Пелевин, Сорокин, Идиатуллин: что купить на ММКЯ-2022
Архивист и музейный работник Елена Коркина провела с Ариадной Эфрон бок о бок последние шесть лет ее жизни (1912–1975), работая над описанием и подготовкой к печати архивов ее матери Марины Цветаевой. Неудивительно, что при столь интенсивном общении по столь личному предмету Ариадна Сергеевна стала рассказывать юной помощнице не только про мать, но и про себя. А ей было что рассказать: одни шестнадцать лет лагерей (из 62 лет жизни!) чего стоят. Почти полвека спустя Елена Коркина вернулась к тем своим блокнотам и подготовила к печати двадцать четыре устных рассказа Ариадны Эфрон. Семь из них посвящены парижской жизни, остальные – шестнадцати годам в лагерях и ссылках.
Улыбаются ли собаки и как работают эмоции. 8 нон-фикшн новинок книжной ярмарки
Эта книга - собрание рассказов Ариадны Сергеевны Эфрон, дочери Марины Цветаевой, записанных исследовательницей и публикатором творческого наследия Марины Цветаевой, текстологом и архивистом Еленой Коркиной в 1970-1973 годах. Всего в книге двадцать четыре рассказа, семь из которых посвящены парижской жизни Ариадны Эфрон в 1930-е, остальные повествуют о шестнадцати годах, проведенных ею в лагерях и ссылках. "Две причины вызвали меня на эту книгу, - пишет Елена Баурджановна в предисловии. - Непреходящая горечь от пропущенного столетия Ариадны Сергеевны Эфрон в 2012 году. И непроходящая уверенность, что ее рассказы, хранящиеся в моих блокнотах, суть эпизоды ненаписанной книги. Не написанной, но рассказанной, как "Подстрочник" Лилианы Лунгиной". Кстати, в этом году, 18 сентября, будут отмечать 110-летие со дня рождения Ариадны Эфрон.
5 книг, за которыми нужно идти на ММКЯ в этом году
Воспоминания Ариадны Эфрон, дочери Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Она училась изобразительному искусству в Париже, а в 1937 году вернулась с матерью в Москву и через два года была арестована по обвинению в шпионаже. Провела в лагерях в общей сложности 16 лет («Там вообще было интересно. Очень интересно. Только очень долго»). История идеалистки, ощущавшей «полную внутреннюю неслиянность» с этим общественным строем, с этим историческим периодом, история художницы, расписывающей в лагере деревянные ложки, история жизни, пошедшей под откос, записана архивистом Еленой Коркиной по памяти, но и в этом пересказе слышен живой, насмешливый и строгий голос Ариадны Эфрон. Туруханск, Лиепая, Рязань, Москва — лагерные байки, парижские встречи, «вечная привычка идти прямо в костер». Удивительная сила духа, умение видеть людей, острый ум, горькая способность оставаться собой — даже в самых чудовищных обстоятельствах. Эта книга — беспечный разговор с вечностью, поверх истории, поверх судеб, поверх жизни и смерти.
Чтение на 15 минут: «Ариадна Эфрон: рассказанная жизнь»
Девочка Тёпа, которую арестовали из-за письма Сталину, и прогулка по кладбищу, приснившаяся перед приездом в Россию. В издательстве «Бослен» вышло собрание рассказов дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон, записанных филологом Еленой Коркиной в 1970–1973 годах. Arzamas публикует отрывок
Трагическая судьба поэтессы Марины Цветаевой, ее семья и наследие
Последние дни своей жизни Цветаева провела в Елабуге, а ее наследие сохранилось только благодаря дочери Ариадне Эфрон
«Выйдя из сундука, мамина жизнь туда не возвращается больше». В России впервые опубликовали рассказы дочери Цветаевой
В издательстве «Бослен» в преддверии 130-летия со дня рождения Марины Цветаевой, которое отмечается в октябре, вышла книга «Ариадна Эфрон. Рассказанная жизнь». Она содержит ранее нигде не публиковавшиеся рассказы дочери Цветаевой — о ее парижских годах, о ссылках, лагерях, о людях и событиях ее долгой и сложной жизни. Они были записаны исследовательницей творчества Цветаевой Еленой Коркиной и пролежали полвека в ее блокнотах. «Фонтанка» с ней поговорила.
Елена Коркина «Ариадна Эфрон: Рассказанная жизнь»
Архивист и музейный работник Елена Коркина провела с Ариадной Эфрон бок о бок последние шесть лет ее жизни в середине 1970-х, работая над описанием и подготовкой к печати архивов ее матери Марины Цветаевой. Но Ариадна Сергеевна рассказывала не только про мать, но и про себя. И вот почти полвека спустя Елена Коркина вернулась к тем блокнотам и подготовила к печати 24 устных рассказа Ариадны Эфрон. Семь из них посвящены парижской жизни, остальные — годам в лагерях и ссылках (на эту часть жизни Ариадны Сергеевны выпало 16 лет). Впервые часть этих рассказов была опубликована в журнале «Звезда» в 1981 году, затем были отдельные публикации в сборниках произведений Ариадны Эфрон. Теперь устные мемуары дочери Марины Цветаевой собраны в отдельную книгу, где наряду с известными текстами публикуются и новые. В книгу не включены рассказы о матери, а только истории из жизни самой Ариадны Сергеевны. Но и это, поверьте, стоит вашего внимания.
24 истории о Париже и ГУЛАГе
Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, сама была очень талантливой — если не писательницей, то рассказчицей. Елена Коркина, собеседница Эфрон, в начале 1970-х годов собрала и записала ее истории. Теперь они выходят отдельной книгой, о которой для «Горького» рассказывает Татьяна Слепова.
Почему воспоминания дочери Цветаевой пролежали полвека в столе
Очень просто удержать внимание читателя биографиями XX века - сама жизнь будто соревновалась с творцами, кто задаст сюжет поострее, позаковыристее. Жизнь победила. Наш век, кажется, решил продолжить эту игру, и сейчас самое время читать воспоминания. Чтобы научиться проходить повороты, которые рождает современность. В издательстве "Бослен" вышли воспоминания Ариадны Эфрон, которые без малого полвека пролежали в столе старшего научного сотрудника цветаевского музея Елены Коркиной - она дружила с Ариадной Сергеевной в последние годы ее жизни. Сама публикатор говорит, что на эту книгу ее вызвали две причины: непреходящая горечь от пропущенного столетия Эфрон и непроходящая уверенность, "что ее рассказы, хранящиеся в моих блокнотах, суть эпизоды ненаписанной книги".