Русские народные украшения
Одна из лучших книг издательства «Бослен» в серии о народном костюме.
Альбом знакомит с украшениями, входившими в состав русского народного костюма. Основой издания является собрание Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Коллекция музея включает украшения ХVIII–ХХ веков, бытовавшие в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также Сибири.
Автор | Мадлевская Елена Львовна |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2024 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 256 |
Иллюстрации | цветные, черно-белые |
Серия | История народного костюма |
Раздел | История народного костюма |
Стандарт | 7 |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2021 |
НДС | 10 |
Обложка | 7БЦ матовая |
Длина | 210 мм |
Ширина | 270 мм |
Высота | 25 мм |
Страниц в книге | 256 |
Вес | 1.1 кг |
Аннотация | В основу иллюстративной базы издания «Русские народные украшения» легло собрание украшений Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Коллекции РЭМ включают предметы XVIII – XX вв., которыми пользовались крестьяне на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также в Сибири.
В альбоме будет представлено практически всё разнообразие украшений: • шейных (бус, ожерелий), • нагрудных (бус, манишек, гайтанов, грибаток) и наспинных (лент, бантов). А также планируется продемонстрировать многообразие материалов, использовавшихся для создания украшений в народной среде: нитки (гарус, шелк-сырец, хлопчатобумажные нити), ткани, ленты, тесьму, кружево, шнур, позумент, стекло (бусы, бисер, стеклярус, пуговицы), металл (блестки, касты, цяты, пуговицы, бубенцы, монеты, жетоны), металлизированная нить (а также канитель, бахрома из нее), перламутр и раковины каури и д В альбом будут входить следующие разделы, которые соответствуют техникам изготовления украшений: • шитье по бели, • золотное шитье, • вышивка (нитками, металлическими блестками, пуговицами, бисером, рубленым перламутром), • нашивание (лент, тесьмы, позумента и т.п.), • шитье (в том числе лоскутное), • низание, • плетение, • технологический прием наматывания нитей на основу, а также создания из них кистей. В издание включены фотографии полных костюмных комплексов. Это позволяет представить разнообразие комплексов русского народного костюма (с поневой, сарафаном, полосатой юбкой, кубельком). С той же целью в альбом введены исторические фотографии из архива РЭМ, в том числе из собрания Н.Л. Шабельской, и иллюстрации картин К. Маковского, С. Мошина, Фелицина, Н. Пимоненко и д В книге «Русские народные украшения» впервые будут показаны все известные типы национальных украшений. Отдельно будут представлены работы современных дизайнеров, которые используют в своем творчестве технику и мотивы традиционных народных украшений. Высокая значимость издания обусловливается тем, что большая часть предметов ранее не была опубликована. |
Альбом знакомит с украшениями, входившими в состав русского народного костюма. Основой издания является собрание Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Коллекция музея включает украшения ХVIII–ХХ веков, бытовавшие в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также Сибири.
В книге демонстрируются уникальные шейные, нагрудные и наспинные украшения разных форм и конструкций, изготовленные в различных техниках из разнообразных материалов. В числе описанных техник – шитье по бели, золотное шитье, вышивка, низание, плетение и другие. Большинство предметов публикуется впервые.
По итогам общероссийского конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года–2016» альбом «Русские народные украшения» Елены Мадлевской стал победителем в номинации «Лучшая книга о России.
В 2017 году альбом «Русские народные украшения» стал дипломантом ежегодного национального конкурса «Книга года-2017» в номинации «Россия Заповедная».
В 2021 году альбом Елены Мадлевской «Русские народные украшения» стал лауреатом Международного конкурса стран СНГ «Искусство книги» в номинации «Диалог культур».
Видеообзоры
Читатель Толстов: Новинки исторического жанра
В прошлом году издательство «Бослен» выпустило книгу Елены Мадлевской «Кокошник. Женский головной убор», великолепное исследование, пожалуй, главного элемента нашего национального дресс-кода. У «Бослена» вообще целая серия книг-альбомов, посвященных разным особенностям нашего русского исторического костюма – была книжка про варежки, про кокошник, а теперь вот Елена Мадлевская написала еще одно замечательное исследование, посвященное украшениям. Елена Мадлевская - ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат филологических наук, соответственно, украшения она рассматривает прежде всего как часть истории народной культуры. В русской культуре практическое значение на женской одежде имели разве что пуговицы, все остальное, что женщина носила как украшения, имело глубокий обрядовый, этнографический, символический смысл. Существовали головные украшения, ушные, височные, были даже (в Калужской губернии) специальные «гайтаны», которые перекидывали через плечо и носили на спине! Не говоря уже об украшениях традиционных – бусах, перстнях, браслетах. Украшения часто носили как обереги, причем надевали не только женщины, но и мальчики (каждый младенец в деревне получал в подарок ожерелье с бисером, которое полагалось носить на шее). «Важными признаками украшений считались яркость и пестрота. Эти свойства создавали отвлекающий эффект и потому сообщали предмету защитную функцию», сообщает Елена Мадлевская. Обстоятельный альбом, в котором рассмотрены (атрибутированы, прокомментированы, каждому экспонату посвящен небольшой рассказ) около трех сотен старинных украшений – изучение этого альбома погрузит вашу женщину, которой вы подарите такую книгу, в гипнотическое состояние на пару дней. А в конце еще и словарик с названиями украшений, из которого мы узнаем, что в русских губерниях крестьянки называли серьги «голубцами», а еще носили вороньи косточки «вставаранки» - считалось, что они способствуют раннему пробуждению. Великолепная книга.