Русский костюм с сарафаном. Традиции и трансформации
Автор | Тарасова Нина, Некрасова Наталья |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2023 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 256 |
Формат страниц | 84х108 1/16 |
Жанр | научно-популярное издание |
Иллюстрации | да, цветные |
Серия | История народного костюма |
Раздел | История народного костюма |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2024 |
Обложка | 7БЦ матовая |
Длина | 265 мм |
Ширина | 206 мм |
Высота | 20 мм |
Страниц в книге | 256 |
Вес | 1.1 кг |
Аннотация | Книга детально рассматривает русский костюм с сарафаном как один из основных символов традиционной культуры. На примере экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа прослеживается история бытования сарафана в разных локальных традициях и среди различных сословий. Рассмотрены изменения, которые произошли в нем с течением времени в результате историко-культурных событий, а также показаны черты, позволяющие объединить отличающиеся по крою и отделке предметы в единый архетип. Авторы систематизировали сведения о крое, месте, времени, обстоятельствах создания костюма с сарафаном. Издание также позволяет совершить экскурс в историю придворного и маскарадного костюма с русскими элементами и познакомиться с работами современных модельеров из коллекции Эрмитажа. В практическом разделе художник-реставратор Т. В. Грунина-Шкварок подробно описывает технологию реконструкции исторической одежды. |
Книга детально рассматривает русский костюм с сарафаном как один из основных символов традиционной культуры.
На примере экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа прослеживается история бытования сарафана в разных локальных традициях и среди различных сословий.
Рассмотрены изменения, которые произошли в нем с течением времени в результате историко-культурных событий, а также показаны черты, позволяющие объединить отличающиеся по крою и отделке предметы в единый архетип.
Авторы систематизировали сведения о крое, месте, времени, обстоятельствах создания костюма с сарафаном.
Издание также позволяет совершить экскурс в историю придворного и маскарадного костюма с русскими элементами и познакомиться с работами современных модельеров из коллекции Эрмитажа.
В практическом разделе художник-реставратор Т. В. Грунина-Шкварок подробно описывает технологию реконструкции исторической одежды.
Авторы:
Нина Тарасова, кандидат исторических наук, зав. сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции костюма
Наталья Некрасова, научный сотрудник, хранитель коллекции народного костюма фонда тканей Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа
Татьяна Грунина-Шкварок, художник-реставратор высшей категории, сотрудник Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа
Представленные в открытом хранении экспонаты, связанные общим понятием «русский народный костюм», позволяют увидеть всевозможные варианты комплектов традиционной одежды, понять региональные различия и оценить то новое, что появилось в народном костюме с течением времени под воздействием целого ряда исторических и культурных факторов. Наиболее ранние памятники датируются второй половиной XVIII столетия, поздние – первыми десятилетиями XX века, когда традиционный костюм практически везде уступил место платью нового фасона. Широкой публике предоставлена уникальная возможность увидеть более ста женских, мужских и детских праздничных и повседневных одежд, головных уборов, золотошвейных, тканых и ситцевых платков и шалей из северных, центральных, восточных и южных губерний Российской империи. Кураторы обновлённого открытого хранения в Галерее костюма – Нина Ивановна Тарасова, заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и Наталья Викторовна Некрасова, научный сотрудник этого же Отдела.
Видеообзоры
ПРИЛОЖЕНИЕ
Автор — Т.В. Грунина-Шкварок
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРОЯ И ШИТЬЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОДЕЖДЫ
Построение выкройки-основы.
«Женская одежда безрукавая, с проймами для рук»
Фантазия не успевает за перечислением! Но зачем пытаться фантазировать, когда можно открыть новую прекрасную книгу «Русский костюм с сарафаном. Традиции и трансформации», созданную на основе коллекции костюма из собрания Государственного Эрмитажа. В первой части издания альбомного формата и отличного качества представлены описания и образцы народной одежды, с историей происхождения, в разных модификациях, материалах, особенностях кроя, отделки и т.д. Далее тема развивается: сарафан служит не только символом традиционной культуры, но и дает импульс творческим стилизациям – придворным, маскарадным, современным. Глаз не оторвешь от иллюстраций к первой части, подлинно народной, а уж к «Вариациям на тему сарафана» и подавно!
Читатель Толстов
Новинка из замечательной серии по истории костюма – «Бослен» регулярно выпускает такие красочные альбомы, где собственно форма (многочисленные фотографии и иллюстрации) дополняются прекрасными искусствоведческими статьями. Русский сарафан, традиционная одежда русских крестьянок, ставший своеобразным маркером русского стиля в мировой культуре, пережил несколько исторических эпох и сегодня занимает важное место в истории русского костюма. Петр Первый, например, с сарафанами боролся, запретил дворянам носить эту одежду – и сарафан «ушел в народ», его теперь носили только крестьянки. Но потом, при Екатерине Великой, началось возрождение интереса к этой одежде – поскольку Екатерина большое внимание уделяла именно национальной традиционной одежде. А там уже подтянулись этнографы и археологи, обнаружившие в простом сарафане целую галерею интереснейших дизайнерских и цветовых решений. В начале ХХ века русский сарафан стал уже общепринятым элементом в придворной светской жизни – например, у царских кормилиц сарафан был своего рода униформой.