Русский cарафан. Белый, синий, красный
Автор | Горожанина Светлана Валентиновна |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2024 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 240 |
Иллюстрации | цветные, черно-белые |
Серия | История народного костюма |
Раздел | История народного костюма |
Стандарт | 5 |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2015, 2018, 2023, 2024 |
Обложка | 7БЦ матовая |
Длина | 210 мм |
Ширина | 270 мм |
Высота | 21 мм |
Страниц в книге | 240 |
Вес | 1.226 кг |
Новинка | доп. тираж август 2024 |
Аннотация | «Русский сарафан: белый, синий, красный» — это первое иллюстрированное издание, посвященное русскому сарафану. В альбоме представлены традиционные сарафанные ансамбли, с помощью которых читатели познакомятся с основными типами сарафанов, их назначением, обрядовой принадлежностью, социальными и возрастными характеристиками. В основу структуры издания положена новая концепция: иллюстративный материал расположен в соответствии с цветами, которые являются основополагающими в национальной символике и которые доминируют в колористике русского сарафана. В отдельных разделах приведены сведения об основных этапах изготовления домотканого материала, из которого шили сарафаны, о традиционных способах отбеливания и других приемах декорирования тканей. В приложении помещены схемы кроя подлинных музейных образцов. Основная часть публикуемых материалов хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. К изданию также привлечены экспонаты из коллекций ведущих российских музеев. Большая часть сарафанов публикуется впервые. Книга предназначена для широкого круга читателей, любителей и ценителей народного искусства. Она может быть полезна всем, кто интересуется подлинными образцами традиционных сарафанов, их кроем, цветовым решением и отделкой. |
«Русский сарафан: белый, синий, красный» — это первое иллюстрированное издание, посвященное русскому сарафану.
Авторы-составители:
Горожанина Светлана Валентиновна – историк-архивист, искусствовед, кандидат искусствоведения. Заведующая отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.»
Демкина Валентина Анатольевна – искусствовед. Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII–XXI вв.»
Редактор: Скляр Людмила Борисовна
Дизайн: Фуфаевская Ирина Дмитриевна
В альбоме представлены традиционные сарафанные ансамбли, с помощью которых читатели познакомятся с основными типами сарафанов, их назначением, обрядовой принадлежностью, социальными и возрастными характеристиками.
В основу структуры издания положена новая концепция: иллюстративный материал расположен в соответствии с цветами, которые являются основополагающими в национальной символике и которые доминируют в колористике русского сарафана.
В отдельных разделах приведены сведения об основных этапах изготовления домотканого материала, из которого шили сарафаны, о традиционных способах отбеливания и других приемах декорирования тканей. В приложении помещены схемы кроя подлинных музейных образцов.
Основная часть публикуемых материалов хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. К изданию также привлечены экспонаты из коллекций ведущих российских музеев. Большая часть сарафанов публикуется впервые.
Книга предназначена для широкого круга читателей, любителей и ценителей народного искусства. Она может быть полезна всем, кто интересуется подлинными образцами традиционных сарафанов, их кроем, цветовым решением и отделкой.
Награды и премии
2015 год: Российская книжная палата, филиал ИТАР-ТАСС, объявляет благодарность издательству «Бослен» за книгу-альбом «Русский сарафан: белый, синий, красный», авторы: Горожанина С.В., Демкина В.А., в номинации «Лучшее издание 2015 года по искусству, фотоиздание»
2016 год: альбом «Русский сарафан: белый, синий, красный» стал Лауреатом Славянского книжного праздника (г.Минск)
Видеообзор
Во всей красе
Большинство фотографий в этом альбоме публикуются впервые и изображают сарафаны, являющиеся уникальными памятниками национальной культуры
РУССКИЙ САРАФАН: БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ
Издательство Бослен выпустило новую книгу, продолжая большое дело возрождения русской национальной традиции. Ярким шагом на этом пути стал выход книги «Костюм в русском стиле», о котором нам приходилось говорить ранее. И вот следующий шаг. Новое издание называется «Русский сарафан: белый, синий, красный».
Читатель Толстов: Новые книги о творческих людях (в том числе классная книга о русском сарафане)
Новая книга из серии «историй русской национальной одежды», которые в чрезвычайно хорошем качестве издает «Бослен». До этого я уже писал про книги о варежках, о кокошнике, о традиционных русских украшениях, новая книга — о русском сарафане (который имеет, по мнению авторов, все-таки восточное происхождение, само слово «сарафан» произошло от персидского «сарапа», означающего «с ног до головы»). Как всегда, отличное этнографическое и культурологическое исследование сарафана как феномена повседневной жизни русских крестьянок. Чем различались сарафаны в разных областях России (не только цветовой гаммой, но и кроем, технологиями шитья, орнаментами). Как эта несложная одежда изменялась, как появлялись новые ткани, технологии окраски, новые способы нанесения узоров. В будни и на работу крестьянки надевали одежду более скромных расцветок; детям же, вдовам, старым девам, пожилым людям полагались только «смирные» темно-синие цвета. Для шитья сарафанов разного назначения широко использовалась пестрядь, причем чем старше становилась женщина, тем больше в колорите этой ткани присутствовал синий цвет. Особой значимостью наделялся цвет сарафана, предназначенного для определенного обряда календарного или жизненного цикла крестьян. Так, белый цвет доминировал в обрядовых костюмах так называемого переходного порядка. С точки зрения традиционного устроения мира белая одежда новорожденного и умершего претворяла собой своеобразный переход человека из одного «мира», состояния в другое. Красный сарафан всегда воспринимался как праздничная и обрядовая одежда, девушек на выданье обряжали в красивые сарафаны, в лучшую одежду, чтобы подчеркивать их красоту и молодость. А вообще по расположению узоров, по фасону сарафана, по тому, носился он сам по себе или с рубахой, можно было многое узнать о женщине, ее семейном положении, социальном статусе. Сарафан — такая одежда-дескриптор русской крестьянки. Безусловно, очень познавательная книга.