Шушпан. Душегрея. Корсет. Нагрудная одежда в русском традиционном костюме
Автор | Зимина Татьяна Александровна, Мадлевская Елена Львовна |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2020 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 256 |
Жанр | Фольклор |
Иллюстрации | цветные, черно-белые |
Серия | История народного костюма |
Раздел | История народного костюма |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2024 |
Обложка | 7БЦ матовая |
Длина | 210 мм |
Ширина | 270 мм |
Высота | 27 мм |
Страниц в книге | 256 |
Вес | 1200 г |
Новинка | 2020 |
Аннотация | Альбом знакомит читателя с самобытными видами нагрудной одежды, входившими в состав русского народного костюма. Исследовательской и иллюстративной базой издания является собрание русской одежды Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Коллекции РЭМ включают предметы XVIII– XX веков, бытовавшие преимущественно в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также в Сибири. В основу структуры альбома положен региональный принцип бытования разных комплексов русского традиционного костюма: южнорусского — с поневой, центрально- и севернорусского — с сарафаном, однодворческого — с юбкой. В рамках каждого раздела представлены типы нагрудной одежды, различающиеся кроем и декором. В специальном разделе «Детали» впервые показано разнообразие кроя нагрудной одежды, ее деталей, декора и местной стилистики. В альбоме демонстрируется множество материалов, использовавшихся для шитья и отделки нагрудной одежды. В приложении приведены схемы кроя подлинных музейных образцов. Большая часть предметов публикуется впервые. |
Альбом знакомит читателя с самобытными видами нагрудной одежды, входившими в состав русского народного костюма. Исследовательской и иллюстративной базой издания является собрание русской одежды Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).
Коллекции РЭМ включают предметы XVIII– XX веков, бытовавшие преимущественно в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также в Сибири.
В основу структуры альбома положен региональный принцип бытования разных комплексов русского традиционного костюма: южнорусского — с поневой, центрально- и севернорусского — с сарафаном, однодворческого — с юбкой. В рамках каждого раздела представлены типы нагрудной одежды, различающиеся кроем и декором. В специальном разделе «Детали» впервые показано разнообразие кроя нагрудной одежды, ее деталей, декора и местной стилистики.
В альбоме демонстрируется множество материалов, использовавшихся для шитья и отделки нагрудной одежды. В приложении приведены схемы кроя подлинных музейных образцов.
Авторы:
Зимина Татьяна Александровна — старший научный сотрудник Отдела этнографии русского народа РЭМ (Российского этнографического музея, Санкт-Петербург).
Мадлевская Елена Львовна — ведущий научный сотрудник Отдела этнографии русского народа РЭМ (Российского этнографического музея, Санкт-Петербург), кандидат филологических наук.
Награды:
2021 - отмечено дипломом общероссийского конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года–2020» как «Лучшее подарочное издание 2020 года»
Читатель Толстов
Очередная (как всегда, замечательная) новинка из серии по истории русской национальной одежды. Я постоянно пишу в «Читателе Толстове» о новинках этой серии, потому что больше никто не выпускает таких роскошных альбомов – где и исчерпывающие искусствоведческие статьи по истории костюма и масса фотографий, причем большинство из них взяты из музейных экспозиций, массовому читателю они не знакомы. Новая книга посвящена так называемой нагрудной одежде – это были такие элементы в костюме русских крестьянок, преимущественно на Севере (в том числе, кстати, и у нас в Тверской губернии). Нагрудная одежда, небольшие шушпаны или душегреи, крепившиеся на плечах, предназначались для дополнительного утепления. Их делали из домотканого полотна, самого простого кроя, но богато украшали узорами, декором, поэтому эта деталь одежды стала одним из самых заметных в нарядах русских крестьянок. В Тверской губернии такие самодельные корсеты назывались, кстати, «обжималками».