Киноки: школа Дзиги Вертова
Автор | Горячок Кирилл |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2025 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 192 |
Формат страниц | 70х100 1/16 |
Жанр | научно-популярное издание |
Иллюстрации | да, черно-белые |
Раздел | Искусство. Искусствоведение |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2025 |
Обложка | мягкая с клапаном |
Длина | 240 мм |
Ширина | 170 мм |
Высота | 17 мм |
Страниц в книге | 192 |
Вес | 450 г |
Аннотация | Советский режиссер, пионер документального кино Дзига Вертов в 1920‑е годы создал группу кинематографистов под названием «Киноки». Их главным объединяющим лозунгом была борьба со всякого рода инсценировкой на экране. Режиссер верил, что документальная съемка открывает новую правду о реальности и помогает объяснить сложность мира простому зрителю. Члены группы работали в эпицентре хаоса послереволюционной жизни: в толпе на улице, в шахтах и на заводах, в клубах и кабаках. Киноки часто рисковали жизнью, без страховки забираясь на крыши домов или вместе с шахтерами спускаясь под землю. Бесстрашие было особой гордостью операторов коллектива. Но уже в 1930‑е годы опыт Вертова и киноков был раскритикован, и вскоре о киноках забыли… Как сложились судьбы членов группы: Ильи Копалина, Ивана Белякова, Бориса Цейтлина, Михаила Кауфмана, Елизаветы Свиловой и других? Почему коллектив распался, не просуществовав и десяти лет, и почему открытия киноков перестали быть востребованными в 1930‑е годы? Почему имя Дзиги Вертова и его идеи живы и до сих пор привлекают режиссеров, киноведов и тех, кто интересуется кино? На эти и многие другие вопросы отвечает автор книги — Кирилл Горячок, историк кино, преподаватель, кандидат философских наук, лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков (2020). |
Советский режиссер, пионер документального кино Дзига Вертов в 1920-е годы создал группу кинематографистов под названием «Киноки». Их главным объединяющим лозунгом была борьба со всякого рода инсценировкой на экране. Режиссер верил, что документальная съемка открывает новую правду о реальности и помогает объяснить сложность мира простому зрителю. Члены группы работали в эпицентре хаоса послереволюционной жизни: в толпе на улице, в шахтах и на заводах, в клубах и кабаках. Киноки часто рисковали жизнью, без страховки забираясь на крыши домов или вместе с шахтерами спускаясь под землю. Бесстрашие было особой гордостью операторов коллектива.
Но уже в 1930-е годы опыт Вертова и киноков был раскритикован, и вскоре о киноках забыли…
Как сложились судьбы членов группы: Ильи Копалина, Ивана Белякова, Бориса Цейтлина, Михаила Кауфмана, Елизаветы Свиловой и других? Почему коллектив распался, не просуществовав и десяти лет, и почему открытия киноков перестали быть востребованными в 1930-е годы? Почему имя Дзиги Вертова и его идеи живы и до сих пор привлекают режиссеров, киноведов и тех, кто интересуется кино?
На эти и многие другие вопросы отвечает автор книги — Кирилл Горячок, историк кино, преподаватель, кандидат философских наук, лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков (2020).
Из предисловия:
Перед вами книга, которую написал безусловно очень талантливый, нескрываемо увлеченный и объективно честный историк кино Кирилл Горячок. Она рассказывает о гениальном кинорежиссере и сложном, противоречивом человеке, известном во всем мире под именем Дзига Вертов, и о созданной им группе «Киноки», о ее судьбе и о входивших в нее режиссерах, операторах, монтажерах. На фоне трагедии жизни Вертова, дерзкого новатора и незаурядной личности, разворачивается драматическая картина судеб людей различной степени одаренности и принципиальности, успехи и беды которых определялись как внешними обстоятельствами, так и их характерами и устремлениями. За производством фильмов Кирилл Горячок слышит эхо реальной жизни их создателей. Практику съемок дополняют отношения людей, идейные дискуссии теплеют от эмоций, сопровождающих споры, история кино становится объемной и интригующе интересной.
Наум Клейман,
историк кино, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Издание подготовлено при поддержке Центра «Зотов».
centrezotov.ru, телеграм-канал @centrezotov
.png)


Культура Главным — из искусств: фарфор императоров и киноки-бунтари
О советском режиссере Дзиге Вертове за последние десятилетия было сказано немало и будет, видимо, еще больше. «Человек с киноаппаратом» стабильно возглавляет список главных документальных фильмов в истории, а ранние монтажные работы Вертова профессионалы воссоздают по кусочкам и возвращают на экраны.

Читатель Толстов
Создатель советской школы документального кино Дзига Вертов в 1920-е годы руководил собственной группой молодых кинематографистов-документалистов, которая носила название «Киноки». В 1930‑е годы опыт Вертова и киноков был объявлен «формалистическим», оторванным от задач социалистического строительства. И впоследствии «школу Дзиги Вертова» практически забыли, в отличие от самого ее основателя. Дзига Вертов, выбравший в качестве псевдонима украинское слово «дзига», означающее волчок (соответственно, его «экранное имя» переводится как «крутящийся волчок») до сих пор остается одной из самых притягательных – и вместе с тем малоизученных – фигур в истории советского кино. И еще меньше известно о людях, которые входили в его группу «Киноки». Энтузиаст и многолетний исследователь истории советского кино Кирилл Горячок написал очень познавательную и вдохновенную книгу об экспериментах в советском кино на заре советской истории. Вертов отрицал любую постановку в документальных фильмах, придерживался стратегии «жизни врасплох», поэтому его фильмы стали – и остаются до сих пор – уникальным свидетельством той романтической и поистине революционной эпохи.

Пять книг недели
«Киноки» – название группы кинематографистов, созданной в 1920-е режиссером, пионером документального кино Дзигой Вертовым (псевдоним Давида Кауфмана). Они исповедовали принцип съемок «жизни врасплох». Киноки хотели во всем отличаться от операторов художественного кино, снимавших в павильонах – с декорациями и актерами. Поэтому члены группы предпочитали снимать на натуре, в самом центре событий: в толпе на улице, в шахтах и на заводах, в клубах и кабаках. Они часто рисковали жизнью: без страховки забирались на крыши домов или вместе с шахтерами спускались в забой. Бесстрашие было особой чертой и гордостью операторов коллектива, эстетическим высказыванием». Об их творчестве и судьбах киноков Ильи Копалина, Ивана Белякова, Бориса Цейтлина и др. – книга историка кино, кандидата философских наук, лауреата премии Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилла Горячка.

Леденящий сердце тру-крайм, бестселлер Amazon и еще 26 книг, с которыми нужно познакомиться на ярмарке non/fictio№
Книга историка кино, лауреата премии Гильдии киноведов и кинокритиков посвящена легендарному советскому режиссеру-документалисту Дзиге Вертову и созданной им группе «Киноки», которая объединила кинематографистов в 1920‑е годы. Ее бесстрашные участники стремились запечатлеть и показать зрителю все стороны послереволюционной жизни.

55 книг, которые стоит купить этой весной
История группы кинематографистов, которую в двадцатые создал пионер документалистики Дзига Вертов.