Физика и анатомия музыки
Автор | Насретдинов Алексей |
Издательство | Бослен |
Дата издания | 2023 |
Язык | русский |
Кол-во страниц | 240 |
Иллюстрации | черно-белые |
Раздел | Искусство. Искусствоведение |
Возрастная категория | 12+ |
Год издания | 2024 |
Обложка | мягкая с клапаном |
Длина | 240 мм |
Ширина | 170 мм |
Высота | 15 мм |
Страниц в книге | 240 |
Вес | 420 г |
Аннотация | С самого раннего возраста автора книги волновали такие, на первый взгляд, простые вопросы: • Почему в музыкальной гамме 12 нот, а не 13 или 9? • Почему на пианино выбрали 7 белых клавиш, а остальные покрасили в черный цвет? • Как человек, ребенок запоминает мелодию и, самое главное, зачем он ее запоминает? • Что такое музыкальный слух? Почему считается, что хорошо, когда он есть и плохо, если его нет? • Можно ли развить музыкальный слух у ребенка? А у взрослого? С годами, опытом и знаниями теоретической физики и законов акустики появились ответы на одни вопросы. А с ответами появилось множество других вопросов. Первая часть книги рассказывает о физических характеристиках звука. Что такое обертоны, гармоники, гармонические ряды и звуковая окраска? Как связаны объективные (физические) и субъективные (психофизически) характеристики звука. Вторая часть посвящена описанию анатомического строения органов слуха и восприятия звуков с точки зрения нейрофизиологии. В третьей части – музыкальной – рассказывается о том, что такое чувство ритма и музыкальный слух. Каким он бывает? Чем абсолютный слух отличается от относительного или интервального? Так ли он необходим абсолютный музыкальный слух музыкантам? Что такое «цветной» слух и архитектонический слух? Ну и самое интересное, но не самое простое для понимания – почему нам нравится одна музыка, а другая – не нравится? И чем отличаются современные звуковые ряды от музыкального строя у древних людей? «Физика и анатомия музыки» А. Насретдинова будет интересна всем, кто учился музыке, кто занимается музыкой профессионально или в качестве хобби, преподавателям и студентам музыкальных школ и училищ, а также всем меломанам. |
Физик Алексей Насретдинов попытался применить известные постулаты своей науки к любимому искусству - музыке. И, похоже, получилось!
«Элементарная теория музыки глазами влюбленного в музыку физика» — так можно охарактеризовать это издание. Предмет, лежащий в основе книги, позволяет увидеть связи и закономерности между основной частью элементов музыки и проследить их историческое развитие. Книга написана серьезно, но в то же время и с юмором. В общем, «Физика и анатомия музыки» для тех, кто хочет блеснуть эрудицией, но одновременно — глубже проникнуть в святая святых звуков и их соединений.
Евгений Дуков, доктор философских наук, профессор, член Союза Композиторов Москвы и России, Президент Гильдии музыковедов
Видеообзоры
Книга получила самые положительные отзывы прессы и читателей, ниже приводим лишь некоторые из них:
РИА Новости WEEKEND
«А это ведь действительно интересно: узнать, как работает слуховая система человека или комара, но не от биолога, а от музыканта, и понять от чего зависит способность к импровизации, что такое цветной слух и многое другое. Насретдинов собрал в своем культурологическом труде все, от связи китайской Книги перемен и музыкальных строев до математики индийского строя и пифагорейской музыки сфер. Никто не обещает, что будет просто, но скучно точно не будет. Во всяком случае, музыканты точно будут в восторге от такого подарка.» http://ria.ru/weekend_books/20121124/783054204.html?id
Читаем вместе
«Две представленные книги позволят читателям проникнуть в мир музыки с неизвестного ранее входа. О связи музыки с физикой и математикой мы слышали и читали, но глубоко в эту тему никто не вдавался. Исторические взаимоотношения между музыкальными строями разных эпох и культур – тема, требующая особого осмысления и мышления. Автор очень любит предмет, о котором пишет.»
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?bl=content&book=2946
Журнал Psyhologies
«…К тем «умникам и занудам», кому интересно, как все устроено, и обращена эта дружелюбная книга, написанная с мягким юмором и явной любовью к философии. Она открывает, как много способностей (причем не только музыкальных!) мы можем в себе развить. Одно лишь знание подобного потенциала уже воодушевляет!»
http://www.psychologies.ru/events/books/kultura/_article/fizika-ianatomiya-muzyki/
Русский журнал
"В музыке все пропитано математикой и физикой"
http://russ.ru/layout/set/print//Mirovaya-povestka/V-muzyke-vse-propitano-matematikoj-i-fizikoj
Невзорова Евгения: «Физик и музыкант Алексей Насретдинов в поиске ответов на вопросы, мучавших его с детства, написал, нет, рассказал, поделился ими с нами, с необыкновенной глубиной и любовью. <…> В заключение, скажу что уже заказала 3 книги и планирую заказать еще 3 (моему папе (меломану), преподователю по сольфеджио и преподователю по фортепиано). С огромной благодарностью Алексею Насретдинову»
Владимир Генин: «Удивительная книга удивительного человека! Засушенные теоретики музыки отдыхают.»
Дополнения в раздел "Анатомия"
Иллюстрация 2.3.1. Дополнение к главе 2.3. "Реакция волосковых клеток на частоту звука". Стр. 216.
Иллюстрация 2.3.2. Дополнение к главе 2.3. "Временная теория". Стр. 217
Иллюстрация 2.3.3. Дополнение к главе 2.3. "Никакой нейрон не может генерировать нервные импульсы быстрее 1000 раз в секунду". Стр. 218
Иллюстрация 2.3.4. Дополнение к главе 2.3. "Никакой нейрон не может генерировать нервные импульсы быстрее 1000 раз в секунду". Стр. 219
Иллюстрация 2.7.1. Дополнение к главе 2.7. "Органы слуха у животных. Про комаров и не...". Стр. 222
Практикум
Эксперименты со звуковыми волнами в Python доступны в практикуме. Перейдя по по ссылке вы сможете, воспользовавшись подробной инструкцией соавтора книги, провести увлекательные, наглядные эксперименты со звуковыми волнами.
Видео подборка по теме книги.
На этой странице собраны видео, которые лучше раскроют тему книги.
Канал связи с авторами для уточнения вопросов по книге
Авторы открыли телеграм-канал, чтобы вы могли задать им все насущные вопросы по теме книги, по предложенным опытам и всему, что вокруг и рядом музыки и физики.
Европейское Обертоновое пение с гармоническим анализом
Тибетское обертоновое пение
Традиционная иранская музыка
Суфийский зикр
The Pythagorean comma
Греческая античная музыка. Пифагорейский строй
Цитра Гу Цинь. Китай. Натуральный звукоряд
Танец дервишей. Макам
Кейдж. Соната номер 5. Подготовленный рояль
Стравинский. «Весна священная». Пример музыки новой венской школы
Владимир Генин. Трио
Schoenberg Suite. Opus 35, Glen Gould. Подготовленный рояль
Вышнеградский. 24 тона. Прелюдия номер 8
Classic blues. 6я пониженная и пр.
Стив Райх. Разные поезда. 2. Оригинальный звукоряд
Гагаку. Gagaku. Ancient Japanese court music
Коллектив “l'esprit du vent”, музыка барокко и Ренессанса в аутентичных музыкальных строях (Филипп Нодель, Ася Гречищева и др.)
Рави Шанкар, Хиндустани
Рави Шанкар, Иегуди Менухин, Алла Ракха. Импровизация
И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир. Исполняет Рихтер
Музыка Карнатака
Традиционная музыка забайкальских староверов
Дополнение к главе 2.3. "Реакция волосковых клеток на частоту звука". Стр. 216
Дополнение к главе 2.3. "Временная теория". Стр. 217
Дополнение к главе 2.3. "Никакой нейрон не может генерировать нервные импульсы быстрее 1000 раз в секунду". Стр. 218
Дополнение к главе 2.3. "Никакой нейрон не может генерировать нервные импульсы быстрее 1000 раз в секунду". Стр. 219
Как выглядит сложение волн с одинаковыми и разными амплитудами и частотами в виде простого сложения волн и в виде спектра? Спектры различных шумов и немузыкальных звуков. Спектры волновых пакетов. (стр. 26, 27, 28, 30)
Дополнение к главе 2.7. "Органы слуха у животных. Про комаров и не...". Стр. 222
Читатель Толстов: Алексей Насретдинов «Физика и анатомия музыки»
Человек задался вопросом, как музыка «работает» в человеческом сознании, почему определенные звуковые колебания вызывают у людей совершенно конкретные эмоциональные и физиологические реакции (многие ведь плачут, услышав музыку, вы замечали?). «Физика и анатомия музыки» — книга, написанная на стыке дисциплин, когда автор стремится объединить физику, биологию, искусство, историю и много чего еще. Сам Алексей Насретдинов признается, что не является профессиональным музыкантом или физиком, но ему интересно разобраться самому и такими же простыми словами, чтобы все поняли, объяснить это остальным. Есть очень интересные умозаключения. Например, объяснение механизма, который помогает человеку запоминать и воспроизводить полюбившиеся мелодии — там не только физика работает, но и психология, особенности восприятия.
Читатель Толстов: магия книжек, музыки и говорящих сусликов
Словом, Алексей Насретдинов написал познавательную книгу о том, как мы слышим, и насколько глубоко наука ушла в исследовании нашей музыкальной памяти (маленький спойлер — до сих пор не известно, какой именно участок нашего мозга отвечает за запоминание музыки, но понятно, что это запоминание отличается от того, как мы воспринимаем речь, звуки природы).